Новые идеи для бизнеса. Сессии «Еда – новая нефть. Продовольственный суверенитет и экспорт» и «Наши ставки. Прорывные технологические проекты, готовые к масштабированию»

На сессии «Еда – новая нефть. Продовольственный суверенитет и экспорт» участники обсудили вызовы, перед лицом которых может оказаться цивилизация. Человечество может снова столкнуться с угрозой голода библейских масштабов, которая вызвана не только временным сбоем в глобальных агропроизводственных цепочках из-за пандемии коронавируса, но и более системными изменениями в мировой экономике. Рост населения почти до 8 млрд человек, увеличение потребления и изменения климата привели к тому, что все большее число стран зависит от импорта продовольствия. Россия, в силу своих природно-климатических условий, а также географического положения, обладает уникальным потенциалом для выхода на мировой рынок продовольствия. Но для этого нужно системное технологическое обновление и репозиционирование в мировых продовольственных цепочках.

Может ли наша страна сделать такой стратегический выбор и стать агропродовольственной сверхдержавой и гарантом продовольственной безопасности для стран Ближнего Востока, Северной Африки и в некоторой степени для Китая и стран Юго-Восточной Азии – вот ключевые вопросы, которые обсудили участники сессии «Еда – новая нефть. Продовольственный суверенитет и экспорт».

«Страны Ближнего Востока и Северной Африки все более зависимы от импорта. Почему глобальный мир все более зависим? Потому что роль сельского хозяйства как индустрии меняется. И динамика развития этой отрасли меняется. И вопрос, который мы ставим перед собой: как быть в этой системе, какое место мы можем найти, как страна, как экономика, внутри продовольственного рынка?», – заявил Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ «Сколково».

По словам Кирилла Лёвина, первого заместителя председателя правления АО «Россельхозбанк», делового партнера Форума, Россия имеет органическое преимущество в связи с климатом и квалифицированным персоналом: «Экспорт наш многогранен. Это зерновые, масложировая продукция, рыба. Ожидаемый рост объемов в 2024 году – до 45 миллиардов долларов по всей продукции. И три позиции будут превалировать. Перед банком стоит задача поддерживать экспортеров. В этом году мы, например, финансировали 70% сезонных работ в стране. Второй рекордный в истории России урожай зерновых, скорее всего, будет. Это увеличит экспортный потенциал отрасли. За десять месяцев этого года мы выдали 340 миллиардов кредитов экспортно ориентированным компаниям».

Кирилл Лёвин рассказал о совместных исследованиях, которые Россельхозбанк провел в партнерстве с Высшей школой экономики. Согласно им, наиболее растущие рынки – это страны Африки и Азии. Список поставщиков постоянно меняется и зависит от политики и климата. «Экспорт России расширяется. Основной товар – это пшеница. Следует фокусироваться на рынках опережающего роста. Это Китай, Южная Азия, Северная Африка, Африка к югу от Сахары, Ближний Восток и арабские страны. Рынок постоянно меняется. Влияют как политические факторы, так и социальные. И, конечно, технологические. Набирают обороты новые рынки потребления. Зерно – новая нефть. Не в понимании потенциала России, а в понимании, что из зерна тоже можно производить энергию», – подчеркнул Кирилл Лёвин.

«Эта тема не только важна. С учетом того, что происходит в мире, она исторического значения. Мы или попадаем правильно в русло, или не попадаем. Мы много говорим, сколько Россия производит: производит от 120 до 135 миллионов тонн зерна. Но надо ставить это в контексте того, что происходит в мире», – добавил Михаил Орлов, председатель Российско-Египетского делового совета, ведущий эксперт Института права и развития ВШЭ «Сколково» и гендиректор ООО «Агрофинмост».

По словам Михаила Орлова, сегодня Россия производит 120–135 миллионов тонн зерна, в то время как для собственных нужд достаточно 80 млн тонн. «Все остальное – на экспорт. Но самое интересное, что Россия сегодня работает только на 60% своего потенциала. У нас есть возможности развития инфраструктуры, механизмов. Мы могли бы легко производить более 200 миллионов тонн», – подчеркнул Михаил Орлов.

Как рассказал председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, это объединение экспортеров было создано не так давно, но уже объединило 25 компаний, которые в совокупности контролируют 75% экспорта российского зерна. «Возникает новая звезда: это Центральный регион, а также Поволжье. В ближайшее время роль Поволжья и Сибири будет усиливаться», – отметил Эдуард Зернин.

Сессия «Наши ставки. Прорывные технологические проекты, готовые к масштабированию» собрала ведущих экспертов Национальной технологической инициативы.

Снижение числа ДТП и уровня смертности на дорогах, стопроцентная защита от кибермошенников, «Интернет энергии» и автономные грузовые терминалы для беспилотников в каждом складском комплексе, промышленном предприятии и населенном пункте, доступ МСП к высокотехнологичному оборудованию для производства малых партий продукции, инженерные классы в школах, коммуникационная платформа для беспилотного судовождения – что связывает эти достижения технической мысли между собой? Предприниматели, входящие в сообщество Национальной технологической инициативы, начали работать над созданием новых рынков несколько лет назад. Все начиналось с AutoNet, AeroNet, MariNet, TechNet, EnergyNet, NeuroNet, HealthNet.

Работая при поддержке государства и всей экосистемы НТИ, сообщество многого добилось. Его участники могут рассказать о том, как их проекты улучшат жизнь каждого человека. На экспертной сессии они представили приоритетные системные проекты НТИ: «Водородная магистраль», «Интернет энергии», «Автодата», «Дронофлот», распределенное сетевое цифровое производство, русский EdTEch, платформы для беспилотного судовождения.