Эксперты рассказали о будущем системы образования

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Как меняется система образования в современном мире и какие изменения ее ждут в ближайшем будущем, обсудили участники экспертной дискуссии «Объединяя мир: тренды современного образования», которая состоялась в преддверии основного тура онлайн-олимпиады по математике для школьников стран БРИКС BRICSMATH.COM+. Ее проводит крупнейшая российская образовательная платформа «Учи.ру», которую поддерживает АСИ.

Коллаборация педагогических сообществ в мире, индивидуальный подход к обучению и гибридный формат офлайн- и онлайн-форматов, обучение навыкам soft skills (комплекс неспециализированных навыков, не привязанных к предметной области) – таковы основные тренды современного образования, которые отметили все участники дискуссии.

В первую очередь, эти изменения связаны со стремительной цифровизацией образовательного процесса, которая кратно ускорилась в связи с пандемией коронавируса.

«Сейчас сформировались три блока вопросов. Во-первых, повышение ИТ-грамотности педагогов, которым предстоит работать с большими сетевыми командами, поскольку классы могут складываться не только из учеников одной школы, и даже не только одного города или страны. Во-вторых, техническая обеспеченность и учеников, и педагогов: с этой проблемой мы столкнулись не так давно, и первой попыткой решить ее была всероссийская акция «Помоги учиться дома». И наконец, создание качественного образовательного контента, который может быть расположен на цифровых платформах», - сказала замдиректора направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина.

Она также отметила важность взаимодействия с родительским сообществом. «Родители хотят понимать, как их дети будут учиться в будущем, как устроены образовательные платформы. И необходимо отстроить с ними обратную связь, чтобы оценивать, насколько удобен и полезен тот или иной продукт. Для этого нужно работать и над цифровым образованием самих родителей», - подчеркнула Ханьжина.

«Также очевидны тренды на обучение школьников экомышлению, то есть выстраиванию долгосрочных отношений с природой, и на проектную деятельность. При этом речь идет о проектной деятельности такого масштаба, при котором команды могут быть распределены по разным странам», - добавила Юлия Ханьжина.

Будущее образования во многом будет зависеть от тех преобразований, которые сейчас претерпевает экономика. «Все что можно автоматизировать, будет автоматизировано, участие человека в таких процессах станет рутиной, поэтому будут возникать новые рабочие места и профессии, где люди смогут проявить свой творческий потенциал. А значит, человеку необходимо развивать навыки сотрудничества, сопереживания, эмпатии», - считает профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.

«Мы живем во времена промышленной революции 4.0, когда искусственный интеллект играет все большую роль. Но он никогда не будет равен человеческому разуму. В отличие от ИИ мы можем думать о себе и работать над собой. Нам необходимо развивать критическое мышление, направленное на себя, потому что понимание себя – путь к пониманию других», - подчеркнула профессор британской UCL Knowledge Lab Роуз Лакин.

Однако при всей пользе индивидуализации образования ученики должны иметь единый базовый стандарт, считает старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Алексей Чукарин. «Уникальность – это прекрасно, но базовые знания должны получить все, именно они помогают раскрывать таланты ребенка», - объяснил Чукарин.

Он также отметил, что цифровизация образования не означает тотального перехода на дистанционный формат. Необходимо вырабатывать гибридные системы. «Сейчас «дистанционка» - это вынужденная мера, но она не способствует качественному образованию. Сидя на стуле перед экраном невозможно научиться социальным навыкам и коммуникации», - подчеркнул Чукарин. По его мнению, цифровое образование - это в меньшей степени дистанционное обучение, а в большей – использование современных электронных учебников и инструментов дополненной и виртуальной реальностей.

Еще одна важная задача новой системы образования – популяризация наук и обучения, считает гендиректор платформы «Учи.ру» Илья Паршин. Для этих целей, в том числе, платформа «Учи.ру» организовала проведение онлайн-олимпиады по математике для школьников стран БРИКС BRICSMATH.COM+. «Популяризация работает и на повышение мотивации к обучению. Это показывает наш опыт проведения онлайн-олимпиады. Так, в первой олимпиаде приняло участие около миллиона школьников из стран БРИКС, в этом году их уже около трех миллионов, плюс к нам присоединились страны, не входящие в БРИКС, – Индонезия и Вьетнам», - рассказал Паршин.