12 социальных проектов представили инвесторам и экспертам

На протяжении двух месяцев Агентство стратегических инициатив проводило полномасштабный акселератор для проектов в социальной сфере. Результатом работы команд проектов c экспертным сообществом стали 12 презентаций, представленных на питчинге потенциальным партнерам и инвесторам.

Проект «Голбол как инклюзивный метод включения инвалидов по зрению в занятия физической культурой» презентовал Алексей Шипилов и команда отделения всероссийского общества слепых Московской области. Спортивная игра с мячом «голбол» появилась в 1946 году как средство послевоенной реабилитации инвалидов по зрению, однако играть в нее могут как зрячие, так и слепые: игроки надевают светонепроницаемые повязки на глаза и ориентируются по звуку колокольчиков внутри мяча. Сегодня голбол считается самой популярной игрой среди незрячих людей до 19 лет. За время работы в акселераторе команда Алексея Шипилова успела разработать план по масштабированию голбола на 10 муниципалитетов Московской области, предусматривающий проведение мастер-классов, тренировок и показательных игр, чтобы привлечь к спорту детей и взрослых, и зрячих и слепых. Эксперты, участники питчинга рекомендовали команде проекта провести дополнительные исследования по составу и количеству целевой аудитории и доработать дорожную карту.

Проект «Байкальская школа новых возможностей «Поколение гениев» помогает школьникам 9–11 классов решать проблему профессионального самоопределения и осознанного выбора профессионального пути при помощи авторских программ. Его представила команда Анастасии Егоровой из Иркутска. В «школе гениев» старшеклассники вместе с наставниками, молодыми учеными, работают над собственными исследовательскими проектами в научных лабораториях и ботаническом саду Иркутска. Стоимость участия в программе школы – 12 тыс. рублей. Часть денег идет на оплату труда наставников. В планах – создание обучающей онлайн-платформы и строительство полноценного научного центра для детей на Байкале, для чего организаторам требуется помощь инвесторов.

Высокую оценку экспертов питчинга получил проект мобильного приложения для постинтернатной помощи детям-сиротам Виктории Рябовой из Екатеринбурга. Приложение помогает решать проблемы социализации, возникающие у выпускников детдомов, используя алгоритмы действий или консультации специалистов. Приложение прошло апробацию в 49 регионах и получила положительные отзывы в 41 из них. Для масштабирования проекта и тиражирования в другие регионы команде требуется юридическая и финансовая поддержка. Эксперты рекомендовали команде проекта связаться с всероссийским содружеством выпускников детдомов для помощи в тиражировании мобильного приложения и с Центром социальных инноваций за получением финансовой поддержки.

Проект «Совет Старейшин: достойная старость для пенсионеров» Полины Красиковой из Санкт-Петербурга представляет собой механизм вовлечения пожилых людей в решение местных социальных и деловых вопросов, что позволяет решать проблему эксклюзии пенсионеров и положительно влияет на их качество жизни. «Совет старейшин» также вошел в число финалистов форума «Сильные идеи для нового времени». По мнению экспертов, продвижению проекту может способствовать взаимодействие с союзом пенсионеров России и ассоциацией волонтерских центров, которая активно развивает направление так называемого серебряного волонтерства. После доработки проект рекомендован к размещению на платформе АСИ «Смартека».

Проект Ольги Аликиной из Первоуральска «ПрофМеталлКлуб» помогает популяризировать ручной труд и технические профессии среди подростков 14–17 лет. По сути, «ПрофМеталлКлуб» - это техническая смена в летнем лагере, во время которой дети собирают различные модификации вело- и электромобилей из подручных средств. Путевки на «ПрофМеталлКлуб» распространяются через школы и родительские комитеты. В ближайших планах команды проекта – наладить продажи через туроператоров и вывести проект за пределы области. Уже на питчинге Ольга Аликина получила предложение о сотрудничестве с социальным направлением компании «Леруа Мерлен». Также практика «ПрофМеталлКлуб» вскоре будет размещена на «Смартеке».

Платформа онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс» предназначена для педагогов, наставников, родителей, детей и подростков. Команда Александра Шкаленко из Тюмени агрегирует на платформе лучшие образовательные и воспитательные фильмы со всего мира и развивает направление кинопедагогики. Платформа насчитывает 1,5 тыс. постоянных пользователей, а во время пандемии число уникальных пользователей составило порядка 30 тыс. человек. «Ноль Плюс» уже получил поддержку Минкульта и приступил к разработке модели подписки для школ (цена не будет превышать 10 тыс. рублей в год со школы). Вскоре информация о платформе появится в каталоге решений направления АСИ «Молодые профессионалы», где аккумулируются лучшие образовательные цифровые практики. Агентство также поможет команде наладить связи с профильными органами власти и пройти ведомственную экспертизу.

Театрально-педагогический центр «ПИАНО» из Нижнего Новгорода занимается выявлением способностей и самореализации детей с нарушением слуха в рамках театральной деятельности. Центр «Пиано» работает уже 35 лет, получил поддержку областного минкульта и министерства образования и вошел в число финалистов форума «Сильные идеи для нового времени». В планах руководителя центра и лидера проекта Владимира Чикишева - организация онлайн-школы для слабослышащих и университета, где преподавание ведется на языке жестов (аналоги существует в США и Японии). АСИ поможет сформировать дорожную карту на ближайший год и наладить взаимодействие с федеральными органами власти и детским образовательным центром «Сириус». Кроме того, на питчинге представители компании МТС предложили Владимиру Чикишеву сотрудничество с их благотворительным проектом социального лифта для талантливых детей.

Образовательный проект Давида Исаншина (г. Чебоксары) SkillStory помогает детям от 7 до 14 лет развивать навыки soft skills с помощью командной игры «Майнкрафт». Используя популярный у детей мир Майнкрафт, команды под присмотром опытных тьюторов работают над собственными проектами в виртуальной реальности. В ближайших планах – адаптировать под игровой контент уроки математики и иностранных языков и научиться продвигать проект на рынке. Эксперты рекомендовали Давиду Исаншину доработать презентацию с экономической точки зрения.

Проект «Мир на ладошке» команды из Уфы помогает семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, решать проблемы социализации и адаптации детей в возрасте 3–5 лет к дошкольному учреждению в группах кратковременного пребывания. По словам лидера проекта Дилары Акбашевой, маленьких детей с ОВЗ в России более 400 тысяч, объем рынка может превышать 1 млрд руб. Проект попросил помощи в масштабировании. Однако, по мнению экспертов, команда проекта может столкнуться с дефицитом специалистов. Поэтому Акбашевой рекомендовали сначала пройти апробацию для понимания объема задачи по подготовке кадров. АСИ, в свою очередь, поможет организовать взаимодействие с профильными фондами.

Частный детский сад «Ладушки» Юлии Васильевой из Южно-Сахалинска помогает родителям детей от 1,5 до 7 лет получить качественные образовательные и оздоровительные услуги при помощи индивидуального подхода к каждому ребенку, комфортной образовательной среды и профессиональных педагогов. По словам Васильевой, работа в рамках акселератора АСИ помогла команде скорректировать рекламную политику детского сада и составить портрет целевой аудитории. В итоге количество воспитанников выросло с 54 до 84 детей (при максимально возможном в 100 человек), поэтому на текущем этапе помощь агентства «Ладушкам» больше не нужна, заключила Васильева.

Сервис Рodaripodarok.org соединяет людей, нуждающихся в помощи, с теми, кто хочет и может адресно помочь. При этом те, кому помогли, также вовлекаются в волонтерскую деятельность и выходят из позиции иждивенцев в позицию активных людей. Задачу перехода из благополучателей в благотворители автор проекта и руководитель благотворительного фонда «Подари подарок» из Московской области Лариса Безвербная считает главной целью одноименного сервиса. Платформа адресной помощи уже реализуется в трех регионах и финансируется за счет частных инвесторов и государственных грантов. От АСИ фонд Безвербной ожидает помощи в сетевом развитии проекта в регионах, а также в налаживании коммуникаций с компаниями, заинтересованными в корпоративном волонтерстве. Представители МТС выразили готовность включить проект «Подари подарок» в свою программу корпоративного волонтерства.

Детский медицинский центр «Три пингвина» из Хакасии оказывает детям от рождения и до 18 лет полный комплекс медицинских услуг как на коммерческой основе, так и по полисам ОМС. Руководитель центра Наталья Трапезникова считает, что их опыт организации комплексного медицинского центра можно масштабировать на всю страну с помощью франшизы. Однако, по мнению экспертов питчинга, прежде имеет смысл организовать работу одного-двух филиалов для того, чтобы получить доказательную базу в актуальности франшизы.