Рейтинг регионов: Взвешенная оценка

Светлана Чупшева, корпоративный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ): 

В ближайшее время будет обнародован состав рейтингового комитета «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ», который будет предложен к запуску в 20 пилотных регионах Российской Федерации. 


Ожидается, что пилотными регионами Национального рейтинга станут Москва, Санкт-Петербург, республики Татарстан, Саха (Якутия), Кабардино-Балкария, Алтайский край, Красноярский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Приморский край, Хабаровский край, Ленинградская, Калужская, Костромская, Владимирская, Ульяновская, Самарская, Томская, Свердловская, Челябинская, Ростовская области. 

У большинства на слуху уже ставший популярным рейтинг Doing Business, благодаря которому определяется место страны в создании благоприятных условий для ведения бизнеса. В 2011 году Владимиром Путиным была поставлена задача существенно улучшить условия ведения предпринимательской деятельности и улучшить позиции России в рейтинге Всемирного банка со 120-го места в Doing Business до 20-го к 2018 году. Уже в 2014 году благодаря реализации комплекса мер при участии Агентства стратегических инициатив Россия поднялась на 28 ступеней, заняв 92-е место в первой сотне стран мира из 185. 

Несмотря на очевидный успех, президент России Владимир Путин в ноябре 2013 года поставил задачу разработать Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов РФ. 

Цель рейтинга заключается немного в другом, а именно в том, чтобы способствовать формированию равномерно благоприятного инвестиционного климата во всех регионах России. 

Конечно, всегда будут лучшие, но задача Национального рейтинга - оценить совокупность всех факторов: дать взвешенную оценку усилиям губернаторов в области повышения инвестиционной привлекательности региона, а не распределить призовые места. 

В то же время Национальный рейтинг не должен восприниматься как повод для того, чтобы указать на недоработки губернаторов и их команд. Напротив, благодаря рейтингу менее успешным регионам будет оказываться методическая помощь по улучшению инвестиционного климата в соответствии с выявленными лучшими практиками в других регионах. Благодаря рейтингу менее успешным регионам будет оказываться методическая помощь по улучшению инвестиционного климата в соответствии с выявленными лучшими практиками в других регионах 

Отмечу, что рейтинг стал продуктом совместных усилий ведущих деловых объединений: Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», «ОПОРЫ России». Была проделана огромная работа, и сегодня в каждом федеральном округе прошло обсуждение рейтинга с участием глав регионов и их представителей. К дискуссии подключились более 1600 экспертов федерального и регионального уровня. Решающее слово предоставлялось предпринимателям. 

В структуру ключевых направлений рейтинга вошли регуляторная среда, эффективность институтов для бизнеса, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, а также поддержка малого предпринимательства. Эффективность процедур регистрации предприятий, получение разрешения на строительство, выдача других видов лицензий, а также подключение к системе энергоснабжения стали ключевыми факторами для оценки регуляторной среды. 

Так, на основе анализа 20 регионов среднее время получения разрешения на строительство варьирует от 170 до 696 дней, при этом средняя стоимость затрат предпринимателя составляет сумму от 380 тысяч до 61 миллиона рублей! Эффективность институтов для бизнеса, в свою очередь, представлена институтами защиты прав предпринимателей, обоснованностью проверок контролирующих органов, степенью прозрачности ведения бизнеса, механизмами поддержки, а также информационной поддержкой инвесторов. 

К сожалению, сам факт создания того или иного механизма поддержки предпринимателей еще не означает, что он будет успешно действовать. Это показали результаты «контрольных закупок» в ряде регионов, которые АСИ провело в феврале этого года. 

Так, в Нижегородской области у сотрудников агентства элементарно не было визиток. В Кабардино-Балкарии и Челябинской области с потенциальными инвесторами даже разговаривать не стали. В связи с этим особое внимание при оценке институтов для бизнеса необходимо уделять именно эффективности их работы. Именно поэтому мнение предпринимателей ставится во главу угла при формировании оценки того или иного региона в Национальном рейтинге. Не менее важным направлением рейтинга является доступность ресурсов. 

Это направление предусматривает измерение качества и доступности инфраструктуры, качества территориального планирования, земельных и трудовых ресурсов, финансовой поддержки. 

Поддержка малого предпринимательства как еще одно ключевое направление национального рейтинга включает в себя организационную, инфраструктурную, информационную, финансовую и нефинансовую поддержку. 

Предполагается, что итоги Национального рейтинга в пилотных регионах будут подведены в мае текущего года. По результатам оценки рейтинг, возможно, будет доработан с учетом приобретенного опыта и необходимых дополнений, чтобы впоследствии охватить все регионы страны. 

Справка 

Ключевой проект АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах - Региональный инвестиционный стандарт, который включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами. Стандарт в том числе предусматривает: 
  • утверждение высшими органами государственной власти субъекта РФ Инвестиционной стратегии региона; 
  • формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе;
  • ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ»; 
  • принятие нормативного правового акта субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности; 
  • наличие Совета по улучшению инвестиционного климата;
  • наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
  • наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов;
  • наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов;
  • создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в субъекте РФ;
  • наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».