Качество дистанционных психологических услуг обсудили на международной онлайн-конференции АСИ

В рамках антикризисного проекта АСИ «Психологическая поддержка граждан в регионах» состоялась международная онлайн-конференция «Горячие линии психологической помощи. От системы к человеку», на которой эксперты обсудили методологию и особенности организации работы телефонов доверия и горячих линий. Мероприятие прошло при поддержке министерства просвещения РФ. Его организаторами выступили АСИ и межрегиональная общественная организация «Развитие психологической помощи».

Напомним, что проект Агентства «Психологическая поддержка граждан в регионах» был инициирован в начале 2020 года в ответ на ухудшающуюся эпидемиологическую, а вместе с ней и психологическую ситуации. Целью инициативы был мониторинг работы линий дистанционной психологической помощи в регионах. Однако, помимо статистических данных, выяснилось, что качество предоставляемой психологической поддержки в регионах разное: в одних областях психологам без опыта оказания помощи онлайн или по телефону оперативно приходилось осваивать новые компетенции, в других - просто не хватало кадров. Тогда по запросу от региональных служб психологической помощи АСИ провело видеоконференцию «Особенности психологической помощи населению в период пандемии. Новые технологии в консультировании» с участием специалистов в сфере дистанционного психологического консультирования. Темой новой конференции – на этот раз уже международной – стало качество дистанционных психологических услуг.

Как отметила президент общественной организации «Развитие психологической помощи», эксперт Общероссийского Народного Фронта по вопросам психологии Инна Силенок, число суицидальных проявлений в постковидный период заметно возросло. «Среди наиболее частых обращений на телефоны доверия - агрессия, тревога, панические атаки, семейные проблемы, постковидная депрессия, страх сделать прививку, бессонница. Крайне важно, чтобы специалисты, которые работают на линиях психологической помощи, понимали текущую специфику работы, обладали аудиальной чувствительностью и сами регулярно проходить супервизию и личную терапию», - заявила Инна Силенок.

Опытом в организации деятельности дистанционной психологической помощи поделилась Президент Международной Федерации телефонной экстренной психологической помощи IFOTES Соня Кариер (IFOTES вот уже более 50 лет оказывает психологическую помощь и объединяет ассоциации экстренной психологической помощи из 23 стран). «В год мы принимаем порядка 4 млн звонков и 150 тыс. обращений в чате – именно здесь заметен рост числа обращений. Это говорит о том, что все больше молодых людей обращаются в службу психологической поддержки», - сообщила Соня Кариер.

На конференции также обсудили критерии качества работы горячей линий и отбора специалистов, взаимодействия между структурами при организации работы линий, методологические основы работы дистанционных психологов, этику и конфиденциальность деятельности телефонов доверия. Кроме того, эксперты отметили важность информирования населения о функционировании профильных линий психологической помощи. «Наши абоненты должны понимать, какие услуги они могут получить на телефоне экстренной психологической помощи и телефоне доверия. Для этого необходимо наладить информирование благополучателей в форме социальной рекламы», – отметил Андрей Камин, президент российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи.

Также была рассмотрена специфика дистанционной психологической помощи детям и трудным подросткам. Руководитель департамента стратегического планирования и мониторинга Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Наталья Кулакова считает, что детский телефон доверия, помимо прочего, имеет значимую социальную функцию – мониторинг детского неблагополучия. «Просматривая статистику и наблюдая за динамикой, мы можем определить есть ли у нас тревожные сигналы и отреагировать в разрезе региона», - сказала Наталья Кулакова.

Своим опытом работы с подростками поделилась зампредседателя правления межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" (г. Санкт-Петербург) Любовь Смыкало. «За почти 10 лет мы накопили значительный опыт оказания помощи подросткам в онлайн-формате на портале «ПомощьРядом.рф». В этом году у нас появится методическое руководство для специалистов по особенностям психологического консультирования в онлайн-чате. Мы надеемся, что это позволит масштабировать востребованную технологию онлайн-консультирования несовершеннолетних в разных регионах РФ», - рассказала она.

Директор благотворительной службы помощи онкологическим больным «Ясное утро» Ольга Гольдман обратилась к АСИ с просьбой оказать поддержку. «Только те врачи, которые знают о горячей линии и на самом деле заинтересованы в благополучии пациента, передают им информацию о том, что можно обратиться в нашу службу, но системно этого не происходит. Мы бы попросили АСИ оказать помощь в информационной поддержке.  Сейчас мы охватываем 1% пациентов с онкологическими заболеваниями в России, а потребность в психосоциальной помощи есть у как минимум 60% пациентов. Если бы у нас была системная поддержка на уровне организаторов здравоохранения, мы могли бы принимать в несколько раз больше обращений», - сказала Ольга Гольдман.

«Значимость оказываемой помощи на телефоне доверия действительно высока, иногда жизнь человека зависит от того, насколько профессионально и чутко повел себя психолог на другом конце «телефонного провода», но оценить это качество крайне сложно. Важно работать над тем, чтобы в каждом регионе была доступна информация о существовании линии психологической помощи и качество оказываемых услуг было одинаково высоким. Над этим мы продолжим работать в рамках нашей антикризисной инициативы», - сказала руководитель проекта «Психологическая поддержка граждан в регионах», сотрудник Центра цифрового развития АСИ Юлия Сухоцкая.