На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ)-2021 прошла стратегическая сессия «Молодежное предпринимательство», организованная центром молодежных инициатив АСИ. Глава агентства Светлана Чупшева, выступая на сессии, заявила, что за 30 лет культура молодежного предпринимательства трансформировалась, а юные бизнесмены представлены во всех отраслях экономики.
Она отметила, что в России растет доля самозанятых в возрасте 14-17 лет. По оценкам ФНС, число несовершеннолетних самозанятых в России составляет 50-60 тыс. человек. «Наша задача сейчас – адаптировать образовательные и акселерационные форматы для школьников, чтобы они ощутили этот предпринимательский опыт», – подчеркнула глава АСИ.
«Мы видим растущий интерес к предпринимательству, и если 10 лет назад опросы показывали, что дети хотят стать экономистами и юристами, то сегодня в тренде предпринимательская деятельность. Согласна, что у многих предпринимательство ассоциируется с быстрым заработком и успехом, как у тех, кто занят блогерством. Но работая с разными регионами, мы видим, как ребята серьезно увлечены наукой и техническим творчеством – и таких много», – заключила Чупшева.
О том, какие тренды существуют в сфере молодежного предпринимательства, рассказал проректор РАНХиГС, гендиректор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
«В начале этого года мы провели опрос среди школьников и студентов об их отношении к предпринимательству и получили интересные и неожиданные результаты. Более 80% школьников и 60% студентов хотят попробовать себя в предпринимательстве. Причем главной причиной такого желания является далеко не только зарабатывание денег. Ребята хотят заниматься бизнесом, потому что, по их мнению, так они смогут реализовать свои идеи и создать новые продукты (23%), а также развить личный бренд, получить признание и уважение в обществе (19%). Для них играет не последнюю роль и возможность выполнять те проекты/задачи, которые нравятся (16%). Практически все опрошенные школьники (95%) считают, что россияне относятся к бизнесу позитивно или нейтрально. Если молодежь так считает, то это здорово», – отметил Комиссаров.
Еще об одном исследовании рассказал руководитель блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Константин Басманов.
«С 2014 года с «Опорой России» мы проводим социологические исследования среди малого бизнеса. За весь период наблюдений мы заметили, что доля предпринимателей в возрасте от 18 до 30 лет очень стабильна – около 15-20% от общего числа бизнесменов. Еще одно интересное наблюдение – молодые предприниматели гораздо более оптимистичны, их ожидания всегда выше, чем у представителей бизнеса средних лет. В пандемию бизнес, которым управляет молодежь, вышел из кризиса уже в III квартале 2020 года, в то время как остальная часть предпринимателей начала восстанавливаться лишь к концу 2020 года. Причиной тому являются более активные инвестиции в свой бизнес и использование всех, даже самых смелых способов, чтобы восстановить потери», - заявил он.
Модератор дискуссии, генпродюсер «Матч.ТВ» Тина Канделаки отметила, что культура предпринимательства в России очень молода, однако страна столкнулась с вызовами, которые смогли открыть юным и амбициозным предпринимателям возможности для роста.
«Я лично знаю много кейсов, когда молодежь в условиях вынужденного локдауна не только сохранила свой бизнес, но и извлекла из этой ситуации существенные дивиденды. Именно молодежное предпринимательство для нашей страны – залог роста нашей экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе», – сказала Канделаки.
Выступающие также обсудили проблемы, связанные с выходом из бизнеса. Если для стимуляции предпринимательской активности государство и бизнес создает новые программы и меры поддержки и регистрирует компанию за пять дней, то процедура закрытия бизнеса может затягиваться до полугода.
«Государство делает акцент на упрощении процесса регистрации, но практически никогда государство не работало с таким институтом как «добросовестное банкротство». Даже если ты не накопил долгов, требуется время на закрытие компании», – отметила замглавы Минэкономразвития Татьяна Илюшникова.
По словам Басманова, крупные предприниматели и государство могли бы помочь молодому бизнесу создать регулятивную среду, которая позволила бы после каждой неудачи вставать и не бояться начинать заново.
«На сегодняшний день, если бизнес не удался и ты стал банкротом – это черная метка на несколько лет. Здесь свои усилия должны сконцентрировать общественные объединения и законодательные органы, чтобы сделать процедуру банкротства и выхода из бизнеса максимально комфортной и быстрой» – добавил Басманов.
В свою очередь, глава АСИ заметила, что многие проинвестированные проекты теряются на этапе реализации. Она также заявила, что государство и общественные организации мало интересуются тем, с какими проблемами сталкиваются предпринимателя в процессе ведения бизнеса.