Эксперты АСИ предложат модель поддержки самореализации жителей малых городов

Лучшие практики участия техникумов и колледжей в развитии территорий обсудили на Московском международном салоне образования.

«В России сегодня порядка 800 малых городов, в которых проживает 20 % населения страны. Около 200 тыс. человек в год переезжает в крупные города, в том числе из-за невозможности получить образование и работу по месту жительства. При этом в отдельных регионах есть успешные практики и решения, которые могли бы повысить внимание к образовательным организациям в сельской местности. Их можно упаковать в единую модель, которая будет способствовать самореализации жителей в малых городах», - сказала директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ Жанна Кадылева.

В единую модель могут войти следующие практики и решения:

Создание новой продукции на базе колледжей в тесной связке с бизнесом

Примером практики является Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности из республики Мордовия. Колледж расположен в рабочем поселке численностью 9 тыс. человек. При этом здесь реализуют модель триального обучения «Подготовка кадров для инновационного социально ориентированного развития перерабатывающих предприятий». В образовательную программу внесли новые дисциплины, касающиеся научной деятельности. Исследованиями учащиеся занимаются на базе колледжа и в лабораториях предприятий-партнеров.

Коллаборация образовательных организаций с местными органами власти, многопрофильная подготовка кадров с гибкими программами

В Нефтегорском государственном техникуме Самарской области используется модель дуального обучения. Около 5 лет назад здесь открыли новые направления, исходя из социально-экономических задач муниципалитета и потребностей местного бизнеса. Предприятия, в свою очередь, включились в обновление материально-технической базы колледжа: создали сварочную и электромонтажную мастерские. В результате количество студентов увеличилось в 4,5 раза. В целом в Нефтегорске проживает 18 тыс. жителей.

«Техникум становится своеобразным градообразующим предприятием, привлекает в Нефтегорск дополнительные средства и возможности, занимаясь обучением и переобучением в рамках национальных проектов», - сказал руководитель управления в министерстве образования и науки Самарской области Александр Мочалов.

Развитие предпринимательских навыков, поддержка предпринимательских проектов жителей

Новоосколький колледж Белгородской области является участником областного проекта «Я-предприниматель», направленного на формирование у студентов навыков, которые необходимы для создания и развития своего дела. В учебном заведении провели «реконструкцию» учебного курса «Основы предпринимательства» с привлечением бизнес-сообщества и менторов, педагоги также прошли курсы повышения квалификации. Теперь проекты, которые разрабатывают студенты, могут претендовать на различные виды господдержки.

«В 2020-2021 учебном году по проекту «Я-предприниматель» в Новооскольском колледже студенты разработали 9 проектов в социальной сфере, сельском хозяйстве и производственной деятельности, сейчас в стадии реализации - 3. Например, проект «Автосервис «Автостарт», в рамках которого студенты осуществляют диагностику автомобилей, или уже реализуемый бизнес по авторазбору, открытый студентом специальности «ТО и ремонт автомобилей» колледжа, оказавшийся крайне востребованным для Нового Оскола», - рассказала преподаватель Новоосколького колледжа Наталья Пархома.

Бесшовное взаимодействие школы и СПО, ранняя профориентация и многовариантность траекторий школьников

В Тобольском многопрофильном техникуме Тюменской области используется принцип дуального образования, выстроено сотрудничество с нефтегазохимической компанией СИБУР. Компания предоставляет студентам возможность, закончив техникум, получить целевое направление на обучение в университете. В техникум учащиеся уже приходят с понимаем того, чем они хотят заниматься, в школах действует программа ранней профориентации.

«Модель «бесшовного» (беспрерывного) образования школа-колледж включает следующие траектории: ранняя профессиональная ориентация, допрофессиональное самоопределение, предпрофессиональная подготовка. Траектории реализуются через вынесенные уроки технологии, мастер-классы, профессиональные пробы, промышленный туризм», - рассказал директор Тобольского техникума Станислав Поляков.

Кроме того, участники встречи предложили использовать сеть «Точек кипения» для поддержки и развития студентов в малых городах. Все 124 пространства коллективной работы функционируют в том числе в онлайн-режиме. Очные «Точки кипения» открыты в малых городах Полярные Зори Мурманской области и в Коломне Московской области.