«Самарский проект будет реализован по всей стране» - Геннадий Кирюшин, председатель совета директоров ОАО «СМАРТС»

В апреле Наблюдательный совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента РФ Владимира Путина утвердил наш проект "Развитие транспортной инфраструктуры магистральных сетей в Российской Федерации".

А начиналось все 7 лет назад, когда мы столкнулись с проблемой катастрофической нехватки магистральных оптоволоконных линий связи. Мы стали изучать и сравнивать разные методы строительства ВОЛС.

Известны, например, технологии прокладки бронированных кабелей ВОЛС в земле. Однако у этого метода обнаружилось много недостатков. Во-первых, количество землепользователей на участке прокладки магистральных ВОЛС может достигать нескольких десятков тысяч, а это усложняет и удорожает процесс согласования и проведения любого вида работ. Во-вторых, в силу климатических условий доступ к ВОЛС может быть обеспечен на протяжении всего нескольких месяцев.

Еще один способ – подвеска ВОЛС на опорах линий электропередач. Но этот способ, на наш взгляд, также является не самым рациональным. Причин тоже несколько. Во-первых, нельзя подвешивать много кабелей, так как будет высокая парусность и, как следствие, обрывы и падение опор при сильной ветровой нагрузке и в периоды ледяных дождей от наледи. Во-вторых, подвеска на ЛЭП невозможна на тех территориях, где отсутствуют опоры ЛЭП.

Тогда мы стали изучать мировой опыт. Мы изучили подход большого количества государств с хорошо развитой отраслью телекоммуникаций. Используют технологии строительства ВОЛС в теле автомобильных дорог Ирландия, Швеция, Финляндия, американские, азиатские и другие страны. В государствах были приняты все необходимые законодательные нормы, позволяющие прокладывать ВОЛС в теле автомобильных дорог. И, что самое интересное, этот способ оказался наиболее экономически выгодным.

Расходы на строительство 1 км ВОЛС по сравнению с традиционными способами ниже в 2-3 раза. Более чем вдвое сокращаются расходы на проектирование ВОЛС и в 2-6 раз – сроки проектирования. Кроме того, в 2-3 раза сокращаются расходы на эксплуатацию ВОЛС.
Строительство будет вестись путем укладки в обочине дороги от двух до десяти защитных полиэтиленовых микротрубок. Для этого будут использоваться микротраншеи всего от 5 до 15 см в ширину и до 40 см в глубину. Трубки будут объединены в кассеты шириной до 10 см и толщиной до 4 см, в которых можно прокладывать микрокабели с количеством волокон от 8 до 288. Кроме того, на каждом километре и в местах ответвлений от дорог будут устанавливаться специальные кабельные колодцы, что позволит иметь легкодоступные точки присоединения для подключения базовых станций сотовых операторов, местных Интернет-провайдеров, органов власти и предприятий.

Сейчас мы ждем согласования "пилотного" участка для реализации проекта, чтобы на деле доказать перспективность и актуальность предложенной технологии. После этого проект можно будет реализовать по всей России.
В итоге, Минтранс получит общенациональную инфраструктуру, полностью удовлетворяющую потребностям автоматизированных интеллектуальных транспортных систем автомобильных дорог, будут обеспечены транспортные ресурсы для реализации ФЦП "Электронная Россия". А главное, - у нас появилась возможность осуществить задуманное: обеспечить доступ к Интернету на скорости до 1 Гбит/с на каждого россиянина к 2018 году, причем, по очень демократичным ценам.