Индекс детского благополучия измерили в пяти пилотных регионах

Разработанный при поддержке АСИ индекс детского благополучия построен на опросе детей и родителей с учетом статданных по шести блокам – образование, здоровье, материальное благополучие, безопасность, социальные отношения, самореализация.

В пилотном исследовании приняли участие Тамбовская, Ульяновская, Ленинградская области, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ. В них живет 2 млн детей – почти 7% всего детского населения страны. Проект реализуется Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко и РАНХиГС при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) и участии Росстата, МГУ, МГППУ, ВШЭ, НКО.

«Индекс детского благополучия – это не монопольный инструмент, благодаря которому все поймут, как живется детям в нашей стране. Но он точно будет полезен и на федеральном уровне, и на региональном. При этом, хочу подчеркнуть, у нас не стояло задачи сравнивать субъекты или сформировать какой-то новый показатель, который будет влиять на KPI губернатора. Этот проект для того, чтобы мы с вами могли определить, как наши общие усилия влияют на благополучие детей, не забывая спрашивать об этом и самих детей, и их родителей», – сказала гендиректор Фонда Тимченко Мария Морозова.

Прототип Индекса основан на методологии ЮНИСЕФ. Опираясь на его показатели, органы власти смогут принимать более взвешенные и обоснованные решения при формировании социальной политики, а фонды и госучреждения – планировать, приоритизировать программы поддержки детей и семей с детьми, а также оценивать их эффективность. 

Исследователи собрали почти 25 тыс. детских анкет. В опросе приняли участие школьники от 10 до 17 лет – распределение по полу было практически равномерным. Также было собрано около 29 тыс. родительских анкет.

Вопросы касались шести сфер детского благополучия: образование, здоровье, материальное благополучие, безопасность, субъективное благополучие и самореализация, социальные отношения. А измеряемых показателей внутри сфер было 46.

Детей спрашивали, как к ним относятся семья и одноклассники, чувствуют ли они себя одинокими, выезжали ли за пределы региона, были ли в детском или спортивном лагере, имеют ли книги, кроме учебников. Задача Индекса – выявить наиболее уязвимые места в том, как дети видят мир и себя в нем, и помочь им с этим справиться.

Так, 92% детей отметили, что их любят и о них заботятся, 91% – регулярно проводят время с родителями и 89% доверяют людям, с которыми живут. 85% детей сообщили, что взрослые члены семьи к ним прислушиваются. С возрастом больше детей начинают хоть изредка, но чувствовать себя одинокими: 38% в 10 лет и 62% в 17 лет (при этом девочки почти в полтора раза чаще). Взрослея, дети на 12% реже посещают дополнительные занятия и получают меньше удовольствия от учебы.

«Основная задача любого мониторинга – это ответить на вопрос, как полученные результаты помогут оценить ситуацию в целом, в динамике, какие управленческие решения нам нужно принять для улучшения или стабилизации ситуации. Например, в анкете есть вопрос, были ли вы в спортивном лагере. И более 80% из опрошенных детей в Тамбовской области ответили: «нет». Для нас это было удивительно. Мы можем также проанализировать востребованность спортивных объектов. В анкете есть вопросы, занимаетесь ли вы спортом. И если анализировать ответы, например, только в больших городах, где спортивная инфраструктура развита, но дети не готовы посещать спортивные комплексы, возникают вопросы к качеству организации работы таких объектов», – сказала замначальника управления образования и науки Тамбовской области Марина Быкова. 

По мнению разработчиков Индекса, интересно дополнительно проанализировать, как выделенные показатели детского благополучия влияют друг на друга. Кроме того, сами дети сообщили в анкетах, что им хотелось бы раскрыть темы романтических отношений, музыкальных, кино-, игровых предпочтений, психологического самочувствия.

С учетом комментариев респондентов и профессионального сообщества Фонд Тимченко анонсировал продолжение дискуссии, корректировку вопросов и методологии, апробацию инструмента в других регионах в 2022/23 годах.

«Учет мнения детей повышает эффективность реализуемых социальных программ и предоставляемых услуг для них, а также помогает оценить благополучие конкретного ребенка. Эти направления деятельности нацелены на позитивные и устойчивые изменения в социальном развитии регионов», – подчеркнула заместитель директора направления АСИ «Социальные проекты», директор Фонда поддержки социальных проектов Наталья Кремнёва.​