В АСИ предложили сбалансировать законопроект по закреплению в России института креативных индустрий

На площадке Общественной палаты РФ прошли «нулевые чтения» по поправкам к федеральному закону «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)». Законопроект размещен для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 17 декабря 2021 года.

Эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Высшей школы экономики, РАНХиГС, Центра поддержки молодежных творческих инициатив, Фонда «Центр стратегических разработок», Союза креативных кластеров, а также представители профессионального сообщества креативных индустрий намерены серьезно доработать выдвинутый законопроект. Они предложили организовать федеральную рабочую группу, которая объединит всех ключевых представителей креативных индустрий, институтов развития и федеральных органов исполнительной власти. А также акцентировали внимание на необходимости создания отдельного закона «О креативных индустриях».
 
Документ рассматривался уже в третьей редакции. Сейчас, по словам замдиректора департамента правового регулирования минкультуры России Алексея Кубышкина, предлагается дополнить понятийный аппарат основ законодательства о культуре терминами творческие (креативные) индустрии, творческое (креативное) предпринимательство, субъекты творческого (креативного) предпринимательства. А также определить в этом законопроекте критерии для отнесения к таким субъектам.

«Также предлагается уточнить форму реализации творческой деятельности, расширить возможности творческих работников и установить особенности культурной политики в сфере творческих креативных индустрий. В том числе возможности оказания мер поддержки субъектам творческого креативного предпринимательства, которые соответствуют определенным в основах критериям. В основе критериев, которые заложены в законопроекте, лежит неотъемлемая характеристика данных субъектов – это творческая направленность, в результате которой обеспечивается занятость творческих работников, создается новый результат интеллектуальной деятельности», – сказал Алексей Кубышкин.

Большинство субъектов творческого предпринимательства по своим характеристикам относятся к малому бизнесу, поэтому также предусматривается внести изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства, определив порядок признания субъектов МСП творческими предприятиями. По мнению руководителя проектов центра практик качества жизни АСИ Ильи Токарева, такой подход ограничивает понятие креативного бизнеса.
 
«Креативные индустрии носят межведомственный и межотраслевой характер. Если использовать классификацию ООН, то 14 отраслей, относящихся к креативным, распадаются в своем ведомственном мандате на шесть министерств России. Поэтому закрепление понятия креативных индустрий и всего, что с ними связано, в законе о культуре делает сильный акцент и смещение на те отрасли, которые находятся в мандате министерства культуры. При этом не учитываются и отсекаются отрасли, которые находятся в ведомстве цифровизации, промышленности и торговли, министерства образования, а также строительства и ЖКХ. В их числе, например, архитектура и урбанистика, которые являются неотъемлемой составляющей креативных индустрий», – отметил Илья Токарев.
Член правления Союза креативных кластеров Майя Свистухина также предложила учесть в законопроекте понятие «креативный кластер». «Креативный кластер является формирующим элементом для креативных индустрий. Именно кластеры позволяют концертировать на своих площадках предпринимателей, развивать стартапы и обеспечивать дальнейший рост таких предприятий. В самые сложные периоды локдаунов они позволили сохранить основной креативный сегмент в столице. То, что мы видим в законопроекте сейчас – это локальные изменения, точечные, происходит закрепление отдельного терминологического аппарата. Если сейчас его закрепить ошибочно, то это приведет к искажению отрасли и не позволит ей развиваться», – подчеркнула Майя Свистухина.

Также участники «нулевых чтений» предложили в части закрепления института креативных индустрий рассмотреть возможность создания отдельного закона «О творческих (креативных) индустриях».
 

«Отдельный закон позволит заложить эффективное межведомственное взаимодействие по развитию креативных индустрий в целом и синхронизировать существующие нормативно-правовые акты. Также необходимо выработать отдельный документ для фиксации всей экосистемы понятий, связанных с креативными индустриями», – прокомментировала директор центра практик качества жизни АСИ Татьяна Журавлева.


По ее словам, в связи с высокой значимостью этой темы для представителей креативных индустрий из всех российских регионов, а также в связи с многочисленными предложениями и замечаниями, поступившими в адрес обнародованной версии законопроекта, необходимо организовать рабочую группу с участием представителей федеральных органов власти, институтов развития, профессиональных объединений и сообществ, а также общественных экспертов.

«Она должна доработать и согласовать со всеми заинтересованными сторонами тот самый сбалансированный законопроект, который закрепит в России институт креативных индустрий с учетом межведомственных и межотраслевых нюансов», – подчеркнула Журавлева.