Рабочая группа экспертного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) по социальным проектам одобрила к сопровождению шесть новых решений. Об этом стало известно по итогам заседания, на котором представили проекты по поддержке НКО, сельских жителей, людей с повреждением опорно-двигательного аппарата и воспитанников детских домов с тяжелыми заболеваниями.
По словам руководителя рабочей группы, заместителя руководителя Россотрудничества Дмитрия Поликанова, все представленные проекты очень перспективны, часть из них способна привести к системным изменениям в социальной сфере.
«В числе проектов есть инициативы, помогая которым можно за одно звено вытащить цепь и добиться, например, изменений в системе реабилитации или в структуре государственных закупок с точки зрения возникновения преференций для отечественных сельскохозяйственных производителей. Это перспективные проекты именно с точки зрения изменения качества жизни в стране и ликвидации барьеров развития социальной сферы», — отметил Дмитрий Поликанов.
Инициатива медицинского шефства над детскими домами стала одним из лучших соцпроектов форума «Сильные идеи для нового времени» 2020 года, организованного АСИ и Фондом Росконгресс. Медико-социальный проект направлен на создание координационного центра и позволяет детям-сиротам с врождёнными и приобретёнными патологиями получить высококвалифицированную медицинскую помощь вне зависимости от региона проживания. Пилотным регионом реализации проекта стала Республика Татарстан.
Авторы проекта обратились в АСИ за помощью в налаживании взаимодействия с детскими домами и органами региональной власти. Кроме того, им необходимо экспертное консультирование в решении проблем с внутренним администрированием проекта.
«Реализация проекта помогла нескольким ребятам из детских домов: им провели сложные операции и вернули совершенно другое качество жизни. Мы готовы подключиться к работе с организационно-правовой стороны, а также включить проект в Национальную социальную инициативу (НСИ) с точки зрения выстраивания клиентских путей, маршрутов, жизненных ситуаций людей, обеспечив регламенты взаимодействия на уровне регионов и профильных федеральных», — сказала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Проект стартовал год назад в четырех регионах – Камчатском крае, Башкортостане, Ульяновской и Новгородской областях. К началу 2022 года служба начала работать с более чем 120 благотворительными фондами по всей России и сотрудничает с 37 регионами: в этих субъектах наиболее плотно выстроено сотрудничество с министерствами здравоохранения, некоммерческими и медицинскими организациями, что позволяет быстрее находить необходимую помощь для детей. В 2022 году планируется заключить соглашения с остальными регионами.
Проекту требуется помощь АСИ в выстраивании более плотного взаимодействия региональными и муниципальными органами власти.
«Проект предусматривает создание на базе Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» автоматизированной площадки-оператора для взаимодействия госзаказчиков и владельцев ЛПХ. Система собирает данные о продовольственных потребностях бюджетных учреждений и направляет их проверенным пользователям из числа ЛПХ, живущим рядом с учреждением. Инициатор проекта обеспечивает разработку приложения для участия в процедуре закупок и подключение к нему ЛПХ, регистрацию в качестве самозанятых или ИП, контроль качество продукции, электронный документооборот и рассчетно-кассовое обслуживание», — пояснил Иван Петриди.
В качестве пилотного проект уже реализуется в Рязанской и Нижегородской областях. Однако, по словам автора, для полноценного запуска требуется присвоение владельцу ЛПХ статуса «субъекта государственных торгов» и создание паспорта отечественного производителя, на базе которого можно кроме идентификационных данных фиксировать лимит и вид производимой продукции. Лидеру проекта требуется помощь АСИ в ликвидации законодательных барьеров, в том числе для включения владельцев ЛПХ в цепочку госзакупок, создание реестра отечественных поставщиков ЛПХ, а также снятие ограничений по 93 статье 44 ФЗ по объёму закупок для социальных учреждений через ЕАТ Березка.
Проект направлен на профилактику отказов от детей с синдромом Дауна (и других диагнозов, ведущих к инвалидности) и оказание максимально этически-корректной помощи по психологической поддержке, маршрутизации семей в сфере медицинского обслуживания граждан. На уровне региона принят протокол, которому обязаны следовать врачи, если при обследовании беременной женщины (или уже после рождения) обнаружены патологии у ребенка. В документе четко прописано, кто должен говорить семье о диагнозе, на сдачу каких анализов необходимо направить маму, а после рождения ребенка, какую психологическую поддержку можно оказать семье, в какие некоммерческие организации обратиться и т.д. За пять лет работы в Свердловской области такой подход позволил снизить уровень отказов от детей с такой патологией с 75-80 % до нуля.
«Свердловский проект – образ результата, который мы бы хотели достичь в рамках НСИ по всем выбранным жизненным ситуациям. Команда обеспечила бесшовную помощь государства, некоммерческого сектора в интересах семьи и ребенка. Наша задача – обеспечить устойчивое и полномасштабное внедрение этой практики во других субъектах. Мы этот проект можем упаковать как SIB (social impact bond, проект социального воздействия) с ВЭБом, тем более что социальный эффект практики уже доказан», – сказала Светлана Чупшева.
Запрос к Агентству — помощь в экспертной оценке для упаковки проекта в формат социальной франшизы при тиражировании в других регионах, а также содействие в выстраивании коммуникаций с инвесторами и благотворителями.
Проект по созданию сети амбулаторных центров экзореабилитации в формате «возле дома», где пациенты на протяжении длительного времени и регулярно (2-3 раза в неделю) смогут тренироваться в экзоскелетах и проходить процедуры физиотерапии и миостимуляции. Модель организации и работы центра для проведения тренировок в экзоскелете включает в себя описание административных процессов, маршрутизацию пациентов, схемы курсов тренировок и пакет юридических документов.
Автор обратилась к АСИ за методологической поддержкой при формировании доказательной базы эффективности и экономической целесообразности проекта.