Первое в России безэкипажное научное судно «Пионер-М» отправилось из Санкт-Петербурга в Севастополь

Фото: Петр Ковалев | ТАСС

Из Санкт-Петербурга в Севастополь направилось первое в России безэкипажное научно-исследовательское судно «Пионер-М». Об этом сообщает Минобрнауки России. Проект по созданию судна реализован при участии самого министерства и АСИ, стратегическим партнером выступил центр судоремонта «Звездочка». Стоимость проекта составляет порядка 300 млн руб.

Переход «Пионер-М» из северного в южный порт займет 21 день, за это время судно преодолеет более 2,7 тыс. км по 27 шлюзам Волго-Балтийского и Волго-Донского водных путей. Маршрут «Пионер-М» пролегает через 18 городов, включая Ярославль, Нижний Новгород, Ульяновск, Самару, Волгоград, Ростов-на-Дону и Керчь. В Севастополе на «Пионер-М» дополнительно установят мобильную научно-исследовательскую лабораторию модульного типа. К научным работам судно сможет приступить в декабре этого года.

«Приятно видеть, как воплотился в жизнь грандиозный проект по созданию первого в нашей стране научного судна-беспилотника, которое уже скоро займется исследованием Черноморской и Азовской акватории в автономном режиме. В течение шести лет над проектом работало множество специалистов со всей страны, в том числе и студентов – молодых талантов из разных вузов, и общими усилиями им удалось создать великолепный образец судна будущего. «Пионер-М» – это настоящий пионер в своем деле. Я надеюсь, что в ближайшие годы в России появится целая флотилия таких судов, способных проводить перспективные океанографические, гидробиологические и гидрохимические исследования. Уверена, что результаты работы «Пионер-М» выведут российскую науку на принципиально новый уровень», - заявила глава АСИ Светлана Чупшева.

Ректор СевГУ Владимир Нечаев в беседе с редакцией АСИ отметил, что в ближайшие годы университет сосредоточится на реализации экспедиционного плана «Пионер-М» по проведению исследований, связанных с экологией приморских территорий Черноморского бассейна и морской археологии. По словам Владимира Нечаева, введение в научный флот «Пионер-М» будет содействовать решению задач морской доктрины России, повышению уровня экологической сбалансированности приморских территорий бассейна Черного и Азовского морей, а также сохранению и популяризации морского культурного наследия региона.  

«Мы планируем, что «Пионер-М» станет центром коллективного пользования для всех университетов России, чья проблематика связана с морскими исследованиями в нашем регионе. Рассчитываем, что «Пионер-М» станет частью большой программы «Плавучий университет» Минобрнауки России», - сказал ректор СевГУ.

Владимир Нечаев подчеркнул, что пока создание аналогичных «Пионер-М» судов не планируется, однако опыт проектирования и сопровождения строительства будет реализован в научно-образовательном центре мирового уровня «МореАгроБиоТех» вместе с партнерами, связанными с инновационным судостроением - Объединенной судостроительной корпорацией и Морской приборостроительной корпорацией. При проектировании новых судов с участием СевГУ будут учтены инновационные решения, которые реализованы на «Пионере-М», отметил ректор.

«АСИ может оказать поддержку в реализации второго этапа модернизации «Пионер-М», а именно придания ему характеристик малоэкипажного или безэкипажного суда. Мы планируем в следующие годы сосредоточиться на доработке «Пионер-М» до статуса реального малоэкипажного\безэкипажного судна, то есть развитии его систем управления, электронной навигации. Мы бы очень хотели, чтобы в этом проекте нам оказало содействие АСИ. Этот проект мы уже подавали по линии АСИ, намерены его подать снова и здесь рассчитываем на поддержку», - добавил Владимир Нечаев.

Начало эксплуатации на Черном море судна «Пионер-М» - важный шаг в развитии современной системы подготовки кадров для научных организаций и производственных компаний, чья работа связана с изучением водных пространств России, заявил в беседе с редакцией АСИ координатор Ассоциации Плавучих университетов Александр Милкус.

«Сейчас в Северных морях успешно работают Арктический плавучий университет САФУ и Плавучий университет МГУ. На Балтике в формате Плавучего университета работает летняя школа Атлантического отделения Института океанологии РАН и Балтийского федерального университета. Однако и на юге нашей страны нужны уже «почувствовавшие вкус моря» метеорологи, экологи, морские биологи, геологи. Время показало, что наиболее эффективная подготовка происходит тогда, когда задействована формула «Обучение через исследования» - опыт ребята приобретают в реальной экспедиции на борту Плавучего университета», - рассказал Александр Милкус.

«С приходом «Пионер-М» возможности по подготовке кадров для черноморского региона существенно увеличиваются. Важно, что владельцем судна стала не научная организация, а Севастопольский госуниверситет и в экспедициях на борту «Пионер-М» планируется участие ученых и студентов из других вузов. Это поможет сформировать сообщество молодых исследователей. Следующим шагом, надеюсь, станет создание Плавучих университетов на Каспии и в Тихоокеанском регионе. Уверен, что АСИ с ее богатым опытом поможет в организации межведомственного взаимодействия, которое позволит определить на этих морях суда – партнеры Плавучих университетов», - добавил Александр Милкус.

Спуск «Пионер-М» на воду прошел в сентябре 2021 года на верфях Средне-Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. В церемонии участвовала Светлана Чупшева, которая стала «крестной матерью» нового судна. После спуска на воду сотрудники завода продолжили оснащать судно навигационными приборами и системами, а также проводить электромонтажные и отделочные работы. В апреле этого года стартовали ходовые и швартовые испытания судна, которые успешно завершились к началу августа.

«Пионер-М» будет применяться для автономного исследования морской прибрежной акватории Крыма. Проект разработан в 2016 году учащимися из СевГУ в сотрудничестве со студентами вузов из Санкт-Петербурга, Владивостока, Калининграда, Нижнего Новгорода, Архангельска и Казани. Президент России Владимир Путин ознакомился с проектом «Пионер-М» на расширенном заседании экспертного совета АСИ.  

Длина судна - 27,5 м, ширина – 9 м, водоизмещение – 120 т, максимальная скорость – 9-11 узлов. «Пионер-М» сможет находиться в автономном плавании до пяти суток и уходить в море на дальность 500 миль. Также не будет вестись вахта в машинном отделении судна. Корпус «Пионер-М» сформирован матричным способом по технологии вакуумной инжекции винилэфирного связующего с армирующими материалами на основе углеволокон.