Привет, Крайний Север: эксперты «Классной страны» оценили образовательно-туристические программы путешествий на Ямале

Фото: пресс-служба АСИ

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) стал первым регионом, где побывала экспертная группа Всероссийской программы «Классная страна» Агентства стратегических инициатив (АСИ), чтобы оценить разработанные концепции путешествий. Они станут частью внеурочной школьной программы уже в 2023-2024 учебном году и войдут в проект «Больше, чем путешествие».

«Вместе с учащимися, педагогами, туроператорами и представителями региональной власти мы выезжаем в образовательные путешествия, где ребята могут «прощупать» и закрепить школьный материал на практике. Команда ЯНАО учла все ключевые компоненты, которые у нас предусмотрены в методике программы: образование, профориентация, воспитание, а также формирование гражданской идентичности и патриотизма», – рассказала руководитель Всероссийской программы «Классная страна» АСИ Анастасия Цыбулевская.

Образовательные программы путешествий прошли, проверили и оценили не только эксперты и методологи, но и сами пользователи – учащиеся школ и студенты колледжей. «По итогам каждой поездки мы получаем от ребят комментарии. Именно они – наша основная целевая аудитория. Мы должны слышать и учитывать их мнение», – добавила Анастасия Цыбулевская.

Каждый школьник перед путешествием получает туристический паспорт, где отмечает свои активности – где побывал, в каких мероприятиях поучаствовал. По словам автора идеи, руководителя проектного офиса Российского союза туриндустрии по детскому туризму и методолога «Классной страны», Елены Перескоковой, уже этой осенью такие дневники путешествий станут цифровыми.

Каждая программа путешествий начинается с вводного урока по тематическому предмету, где учащихся знакомят с общей информацией о поездке, образовательной целью и проводят инструктаж по безопасности. Во время путешествия ребята выполняют задания для дальнейшей проектно-исследовательской деятельности.

На Ямале эксперты вместе со школьниками апробировали три программы путешествий.

«Чудеса ямальской тундры» (трек «Экология»)

Выездная школьная лабораторная работа прошла возле ледника Романтиков в горном комплексе Рай-Из. Учитель химии вместе с учениками 9 и 11 классов провели лабораторный эксперимент на определение степени чистоты воды у ледника. Участникам выдали рюкзак и тетрадь, в которой указаны горные породы с изображениями, инструкция безопасности, а также таблицы для фиксирования лабораторных опытов.

«Географическое расположение Ямало-Ненецкого автономного округа уникально: регион находится в самом сердце российской Арктики, а большая его часть – за Северным полярным кругом. Поэтому важно показать детям природное наследие нашего края. В группе было 12 учеников, и никто из них ранее здесь не был. Школьная лабораторная работа здесь также прошла впервые», – сказал профессиональный гид и общественный представитель АСИ по туризму в ЯНАО Игорь Сегеда.

В экспедиции дети также собрали природные материалы для дальнейших химических опытов и экспозиции в кабинете географии.

«Чумовой поход» (трек «Спорт и здоровый образ жизни»)

Маршрут начался с вводного урока ОБЖ по оказанию первой медицинской помощи. Затем ученики отправились в пожарную часть, где они смогли почувствовать себя в роли пожарных: примерить специальное снаряжение и сесть за руль пожарной машины. Заместитель начальника первой пожарно-спасательной части Салехарда Степан Чумак также рассказал о режиме работы, боевых дежурствах, о снаряжении, используемом в работе.

На следующей точке путешествия восьмиклассники проводили спасательную операцию – искали человека в тундре. Сотрудники аварийно-спасательной службы научили детей, как найти пропавшего с помощью БПЛА и оказать ему первую медицинскую помощь.

«Ямал – самобытный регион с неповторимой культурой и особой историей. Для нас важно не только сохранять прошлое, но и сделать так, чтобы молодое поколение оставалось в регионе и хотело связать свое будущее с ним. Поэтому маршруты разрабатывались в соответствии с профессиями, которые востребованы здесь. Вместе с федеральной командой экспертов мы планируем масштабировать разработанные нами программы путешествий на всю страну, чтобы россияне с малых лет полюбили Крайний Север», – отметила старший методист регионального института развития образования ЯНАО Елена Капралова.

Конечной точкой маршрута стал этнопарк «Стойбище «Минлей», где школьники познакомились с коренными малочисленными народами Севера, узнали об обычаях и традициях ненцев и научились ставить чумы.

«Стойбище «Минлей» – это мостик мира и дружбы между народами нашего Ямала. Здесь мы проводим очные встречи жителей Салехарда и ненцев. Так мы знакомимся друг с другом, а дети учатся уважать традиции народов Севера и не обижать другого по национальному признаку», – рассказала Галина Матарас, председатель региональной общественной организации по содействию коренным малочисленным народам Севера «Минлей».

 «Город и человек» (трек «Культура»)

Программа путешествия третьего дня включала показательный урок в музейно-выставочном комплексе им. И. С. Шемановского, где учащиеся школы и колледжа вспомнили историю Салехарда и Ямала. Для закрепления знаний сотрудники музея провели экскурсию «На пересечении трех миров».

Второй точкой маршрута стал поселок Горнокнязевск, где дети прошли обряд очищения, познакомились с традиционным укладом жизни и быта ямальцев. Затем ребята отправились на гастрономический мастер-класс в Окружной дом ремесел, где самостоятельно приготовили северный десерт из ягод.

Финальной частью путешествия стал музей новейшей истории Ямала им. Ю. Неелова, названного в честь первого губернатора Ямала. На экскурсии дети познакомились с природой, культурой и бытом коренных жителей округа, а также увидели, как развивался Арктический регион в пяти интерактивных залах музея – у каждого свое тематическое, цветовое и световое решение.

«Каждая точка притяжения образовательно-туристического маршрута должна быть связана единой смысловой нитью с другой. Образовательный процесс непрерывен. Поэтому по итогам поездки мы озвучили региональной команде рекомендации, как улучшить и доработать каждую программу путешествия, а также обсудили дальнейшую совместную работу по формированию учебно-методических комплексов перед финальной защитой в Москве», – сказала кандидат психолого-педагогических наук, методолог программы «Классная страна» Валентина Жукова.