Участникам всероссийской конференции Национальной киберфизической платформы (НКФП) «Берлога» представили первые итоги и планы по развитию проекта, а такжевовлечению школьников в техническое творчество и технологическое образование через мобильные игры.
«Президент России Владимир Путин поставил цель – обеспечить технологический суверенитет страны. Для ее достижения важно сфокусироваться на подготовке высококвалифицированных кадров, но также необходимо вовлекать детей в инженерию, технологии и инновации с раннего возраста. Правительство России поддержало запуск Национальной киберфизической платформы «Берлога», которая связывает школьников и технологии через самый популярный канал внимания детей – мобильные игры. Сегодня каждый может скачать бесплатно игры «Берлоги», а для регионов, которые включаются в реализацию платформы, открываются широкие возможности по работе с технологически ориентированной молодежью. Призываю все субъекты страны присоединиться к этому проекту в 2024 году», – заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
«Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию. В 2023 году на платформе вышло две российские мобильные игры о мире технологически продвинутых медведей: «Защита пасеки» и «Академия». Они доступны для скачивания на платформе RuStore. Приложения «Берлоги» скачали уже более 13 тыс. пользователей.
«Проект «Берлога» был представлен Президенту России на форме «Сильные идеи для нового времени», где получил поддержку и поручение по апробации. Пилотным регионом запуска выступила республика Башкортостан, включились образовательные учреждения, региональная команда, технологические компании, и результат превзошел себя. «Берлога» позволила связать активность детей в технологических кружках с тем временем, которое они проводят в мобильных играх, сделав эти игры полезными, интересными, развивающими, позволяющими получить первые навыки программирования. Надеемся, что массовое тиражирование модели «Берлоги» в регионах поможет вывести технологическое образование школьников на новый уровень»,— подчеркнула глава АСИ, член Высшего совета партии «Единая Россия» Светлана Чупшева.
«В стадии активной реализации находится нацпроект по БАС, Президент России принял решение о запуске нацпроекта по космосу. В этих масштабных проектах ведется подготовкаспециалистов по принципиально новым технологическимнаправлениям, и платформа «Берлога» будет использоваться в них как базовая инфраструктура для обучения будущих кадров. Для каждого региона мы готовы помочь сформировать тот набор активностей «Берлоги», которые можно запустить с федеральной поддержкой уже в ближайшие месяцы», —отметил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, спецпредставитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
В базовом варианте игры «Берлоги» доступны всем российским школьникам. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, школьники в игре получают приглашения в ближайшиетехнологические кружки и на мероприятия, где могут собрать и запрограммировать коптер, который появится в виртуальном пространстве игры как особое достижение. Развивать персонажа можно также за счет участия в олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах, в том числе онлайн ивне зависимости от региона. Игра мотивирует школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы «прокачивать» своего персонажа и развиваться самому. Свои достижения школьник также может конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».
Во время «пилотирования» платформы в Башкирии открылся 91 технологический кружок нового типа, где школьники проходят образовательные программы по программированию, робототехнике, участвуют в мероприятиях в сеттинге «Берлоги». Занятия в кружках охватили уже 5,5 тыс.школьников.
«Мы видим огромный потенциал для дальнейшей реализации этого проекта. В следующем году в рамках платформы появится новая игра, где в нее включен симулятор беспилотного летательного аппарата. Играя, дети начнут осваивать важные навыки. Планируем встроить ее в программу кружков и в соревнования, которые будут проходить в республике. В развитие «Берлоги» планируется вовлечь и страны СНГ, презентация проекта для школьников и студентов со всего мира пройдет в следующем году на всемирном фестивале молодежи в Сочи. Это будет дополнительный виток развития популярности этой игры», - отметил премьер-министр Башкирии Андрей Назаров.
Проректор ВШЭ и лидер Кружкового движения Дмитрий Земцов рассказал, что платформа «Берлога» - это инструментуправления региональной образовательной системой и программами подготовки кадров по самым важным для субъекта технологическим направлениям. В 2024 году регионы смогут включиться в реализацию проекта на несколькихуровнях.
«Каждый регион может инициировать разработку новой мобильной игры или персонажа, который подчеркнет значимые социо-технологические вопросы для конкретной территории. Также «Берлога» может быть интегрирована в образовательную сеть региона с подготовкой наставников и запуском новых технологических кружков, куда переходят игроки для дальнейшего обучения и погружения в техническое творчество. Кроме того, мы предлагаем использовать сеттинг «Берлоги» для проведения других образовательных мероприятий, что поможет наполнить портфолио школьников и получить им дополнительные баллы при поступлении в ведущие университеты», — сообщил Земцов.
В дальнейшем планируется распространить платформу на всю страну и вывести ее в зарубежные страны. Презентация проекта также запланирована на Всемирном фестивале молодежи в Сочи в 2024 году.
Проект «Берлога» реализуется командой АСИ, Правительства Башкирии, Платформы НТИ, Кружкового движения при поддержке Правительства России. В его основе - российская игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия бесплатных мобильных игр, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета страны. Главная особенность проекта - школьники могут обучаться программированию в играх «Берлоги» и с помощью платформы переходить из виртуального пространства в реальные технологические кружки, где будут дальше погружаться в изучение робототехники, искусственного интеллекта, беспилотников.