Такие данные озвучила директор Фонда поддержки социальных проектов (ФПСП) Наталья Кремнева на форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», организованного АСИ и правительством ХМАО в Сургуте.
«Мы два года проводим опрос среди студентов с инвалидностью и среди участников движения «Амбилимпикс» – порядка пяти-семи тысяч разных ребят участвуют. В 2023 году 55% из них сказали, что хотели стать предпринимателями или уже ими являются. 70% – хотели бы научиться предпринимательским навыкам», – сказала Наталья Кремнева на сессии «Критерии доказательной оценки инклюзивных образовательных практик».
Кремнева добавила, что существует государственная задача по вовлечению людей с инвалидностью в экономическую жизнь. «Но преимущественно все говорят про трудоустройство. Мы же хотим обратить внимание на их возможность быть самозанятыми, становиться индивидуальными предпринимателями», – сказала директор фонда.
Среди основных направлений работы у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – дизайн, анимация, столярное дело, а незрячие люди часто становятся массажистами. «Например, к нам обращается девушка, которая обучилась ювелирному делу, но не может этот навык монетизировать, потому что не находит работу. И здесь задача фонда – дать уже другие навыки – предпринимательские», – отметила Наталья Кремнева.
Она напомнила, что первый инклюзивный акселератор для бизнесменов, которые имеют ограничения по здоровью или нанимают сотрудников с ОВЗ, прошел на площадке АСИ в 2021 году. Сейчас методика таких обучающих программ размещена на платформе «Смартека» и доступна для всех регионов.
Наталья Кремнева добавила, что треть из общего числа социальных предпринимателей, обращающихся за поддержкой в ФПСП, занимаются образованием, в том числе инклюзивным. «У них очень много практики, но пока нет понимания, как выводить ее на доказательный уровень, как оценивать эффекты, а именно эти моменты важны для привлечения инвестиций, выхода на банковские кредиты или гранты», – отметила Наталья Кремнева.
На сессии в Сургуте предложили четыре основных критерия доказательности инклюзивных практик:
Доступность – это комплекс сервисов, условий и услуг, которыми могут пользоваться люди с ОВЗ с минимальной помощью посторонних.
Психолого-педагогическая поддержка – практика должны раскрывать личностный потенциал и оказывать содействие ученикам, педагогам и родителям в преодолении учебных, социальных, психологических и личностных трудностей.
Принятие – практика должна создавать условия для позитивного отношения к разнообразию индивидуальных особенностей учеников.
Участие – практика должна создавать условия для осознанного выбора в принятии решений и активных самостоятельных действий по достижению образовательных результатов.
«Доступность и поддержка – это критерии условий практики, два других – это критерии ее результата, которые изменяются отдельными методиками», – отметила Светлана Алехина, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования.
Наталья Кремнева предложила обучить социальных предпринимателей этим методикам, показать, как через призму четырех критериев они могут оценивать свою работу и презентовать ее потенциальным инвесторам.
Учредителями ФПСП являются Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Правительство Москвы. К основным задачам фонда относятся: поддержка и развитие социально значимых проектов, направленных на улучшение жизни граждан, развитие социального предпринимательства, увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в социальной сфере.