В топ-100 проектов форума «Сильные идеи для нового времени», организованного АСИ и Фондом Росконгресс при поддержке ВЭБ.РФ, вошли инклюзивные решения для детей и подростков. Проекты помогут им социализироваться, получить новые навыки и стать самостоятельнее, а также получить новую цифровую профессию и заняться разработкой приложений и игр.
Например, московский проект «Цифровые профессии и компетенции для каждого: незрячие программируют незримое» позволяет слепым и слабовидящим школьникам работать на компьютере. Благодаря адаптивной образовательной программе дети с ОВЗ могут обучаться языкам программирования Си и Java для создания игр и приложений. В пилотировании программы должны будут поучаствовать 1 тыс. человек.
Ожидается, что программа позволит около 1 млн детей и подростков с ОВЗ получить доступ к цифровым услугам, компетенциям и профессиям. Из них не менее 20 тыс. смогут стать программистами после обучения по федеральному проекту «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Преподавать новые для детей дисциплины будут специалисты из Финансового университета при правительстве России, корпорации 1Т и Российского нового университета.
«Это возможность для каждого гражданина с ОВЗ раскрыть свой потенциал в программировании и смежных областях, получить крайне востребованную профессию и обеспечить ему цифровое равенство. Так у людей с ОВЗ появляется будущее», - заявила лидер проекта Надежда Сурова.
Другая столичная инициатива – «Комплексная программа формирования навыков самостоятельности и адаптации у подростков с нарушениями развития С.Н.А.Р.К» (Самостоятельность, Навыки Адаптации и Развитие Коммуникации). Программа основана на идеях известных нейропсихологов и ученых, например, Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Василия Давыдова, Даниила Эльконина.
Ее задача - создание среды для развития навыков коммуникации и социализации у особенных подростков 12-17 лет. Участники программы вместе с логопедами, дефектологами и психологами из «Центра лечебной педагогики» осваивают за год социально-бытовые навыки, раскрывают свои интересы и предпочтения, развивают сильные стороны личности. Подростки занимаются музыкой, математикой и физкультурой, учатся готовить и танцевать, а также создавать поделки из керамики.
Занятия проводятся в группах и индивидуально, родители также смогут получить консультацию. Программа поможет участникам перейти из подросткового возраста на этап ранней юности, а также в дальнейшем уверенно вести себя среди сверстников и самостоятельно обслуживать себя дома. Проведенный «пилот», в котором участвовали около 20 человек, показал рост навыков самостоятельности в среднем на 25%.
«В международной практике существуют программы, направленные на развитие навыков самостоятельности, для подростков с нарушениями развития и их семей. Большинство данных программ фокусируются на развитии определенных групп навыков, но не личностных компетенций. Личностное развитие - критически важный компонент для подросткового возраста, определяющий формирование индивидуальности, что в свою очередь позволяет раскрываться как сильным, так и слабым сторонам развития того или иного ребенка», - отметила лидер проекта, член совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова.
В топ-100 проектов «Сильных идей для нового времени» (СИНВ) вошли лучшие инициативы и решения, определенные экспертным советом АСИ. В него входят представители образовательных, культурных, технологических, научных и общественных, предпринимательской сферы и госкорпораций. В 2024 году на форум подали больше 30 тыс. идей, лидерами по числу представленных проектов стали Башкирия (около 3,7 тыс.), Москва (3,2 тыс.), Нижегородская область (порядка 2,9 тыс.), Самарская и Саратовская область (по 1,4 тыс.). АСИ, партнеры СИНВ, представители бизнеса и власти регионов ежегодно оказывают поддержку около 1 тыс. проектов, участвовавших в форуме.