Мониторинг НПИ: Совершенствование правил кадастрового учёта и регистрации прав на недвижимое имущество

Сегодня на заседании Правительства Российской Федерации рассматривался ряд законопроектов, направленных на совершенствование системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости.

«Сделки с недвижимостью, сделки с квартирами, дачами, другими видами недвижимости - важная и чувствительная для людей тема. Для упрощения такого рода сделок, повышения прозрачности мы утвердили соответствующую «дорожную карту» ещё в декабре 2012 года, продолжаем по ней работать», - подчеркнул Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

  • «Бесхозные» объекты недвижимости будут выявлены и поставлены на учет

На повестке обсуждения – законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».

Законопроект закрепляет обязанность Росреестра направлять в органы местного самоуправления информацию об объектах недвижимости, если отсутствует информация о собственнике в течение 5 лет.

Основной целью законопроекта является выявление объектов недвижимости, у которых отсутствует фактическое и юридическое владение. При этом действие закона будет распространяться только на объекты недвижимости нежилого назначения, в частности, здания, строения и сооружения, эксплуатация которых не осуществляется. Объекты социальной инфраструктуры (квартиры, жилые дома, комнаты, дачи и др.), а также земельные участки из сферы действия законопроекта исключены. Кроме того, законопроект не затрагивает и ранее возникшие права граждан на недвижимость, которые признаются действительными и подлежат регистрации по желанию их правообладателей.

Действие законопроекта должно повысить мотивацию собственников объектов недвижимости, которые длительное время не регистрируют свои права в установленном порядке.

Кроме того, проект закона юридически закрепляет возможность органов государственной власти или органов местного самоуправления выступать заявителями при условии, если указанные органы выступают стороной договорных отношений (в случае приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т.д.). Также законопроект предусматривают сокращение сроков проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 18 до 10 рабочих дней.

Одна из новелл законопроекта предполагает исключение необходимости во всех случаях совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимым имуществом предоставлять нотариально заверенное согласие другого супруга.

Изменения законопроекта, касающиеся сокращения сроков проведения кадастрового учета, государственной регистрации прав и наделения полномочий органов регистрации по заверению согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью, позволит минимизировать как временные, так и денежные затраты участников правоотношений в сфере государственной регистрации и кадастрового учета.

«Предпринимательское сообщество поддерживает этот законопроект, так как он направлен на сокращение временных и материальных издержек заявителей при совершении учетно-регистрационных действий», - прокомментировала нововведения Лариса Усович, генеральный директор «Центра развития континентального права».

Справочно:

Данный законопроект подготовлен во исполнение пунктов 2.9, 4.3, 6.6, 23.1, 27.1.1 «дорожной карты» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 527-р).

  • Новый законопроект поможет эффективно выявлять факты незаконного строительства в особых зонах

Активную дискуссию вызвал проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости».

«Законопроект должен помочь более эффективно выявлять факты незаконного строительства в особых зонах – в парках, вблизи источников воды, на территориях, где расположены памятники истории и культуры, - отметил Дмитрий Медведев. - Отсутствие чётких правил в этой сфере и выверенных схем зонирования приводит к регулярным нарушениям. Мы поэтому скорректируем список объектов, возведение которых возможно без разрешения, и определим порядок включения в кадастр недвижимости информации о зонах с особыми условиями».

Законопроект предполагает упрощение порядка оформления объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство (электрические сети, линии связи, водопровод и т.д.). Помимо этого, будут созданы условия для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Информация о таких зонах подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в течение года со дня завершения строительства данного объекта на основании заявления его владельца и карты (плана) объекта землеустройства, определяющего границы указанной зоны.

Кроме того, в Градостроительном кодексе предлагается дополнить перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, картой объекта землеустройства, определяющей границы охранных зон. К карте нужно будет приложить перечень ограничений прав в границах этих зон, если для вводимого в эксплуатацию объекта необходимо установить такие зоны. При этом указанные документы не представляются, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в связи с его реконструкцией, не требующей изменения ранее установленных границ охранных зон.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят устанавливать:

  1. границы охранных зон одновременно с принятием решения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, если функционирование такого объекта требует установления охранных зон, и вносить сведения о таких объектах и зонах в государственный кадастр недвижимости;

  2. охранные зоны в отношении объектов, строительство (размещение) которых осуществляется без разрешения на строительство и сведения о которых не подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, и вносить сведения о таких зонах в государственный кадастр недвижимости.

Справочно:

Данный законопроект подготовлен во исполнение пунктов 13 и 19.1 «дорожной карты» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 527-р).

Видео