Поиск /Регистрация

Доклад о глобальной повестке будущего образования: если изменений нельзя избежать, их надо возглавить

8 Декабря 2014

5 декабря 2014 года на интеллектуально-коммуникационной площадке Агентства стратегических инициатив «Точка кипения» состоялась презентация Доклада о глобальной повестке будущего образования. 

В обсуждении основных тезисов и планов по дальнейшему развитию Доклада приняли участие основатели ведущих образовательных стартапов, ректоры российских вузов, лидеры проектов в области новых образовательных технологий и развития человеческого капитала, представители федеральных органов исполнительной власти, авторитетные эксперты в области образования, журналисты ведущих деловых СМИ.

Доклад подводит итоги работы экспертной группы Re-Engineering Futures в течение 2010-2014 годов и описывает ключевые направления развития образовательных систем в мире (в горизонте до 2035 года) в связи с глобальными технологическими, социальными и культурными вызовами ближайших 20 лет.

Открывая презентацию, директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков подчеркнул, что уже сегодня в мире складывается новая архитектура образовательного пространства. Поэтому необходимо выйти за пределы локального обсуждения и вступить в глобальную коммуникацию с мировым экспертным сообществом, понимать, что происходит, и будет происходить, чтобы затем встроить российскую повестку будущего российского образования в глобальные тренды. 

Дмитрий Песков (АСИ)«К 2035 году складывается глобальная образовательная инфраструктура и образовательное пространство. Мы понимаем, откуда приходят изменения, и можем начать диалог по поводу своего места, задать себе горизонт непростого, но честного будущего на ближайшие 20 лет и выступить в нем не в роли догоняющих или учеников, но в роли соавторов и сотворцов этой системы», - сказал Дмитрий Песков.

Работа над Докладом объединила мнения нескольких тысяч российских и международных педагогов, руководителей университетов и школ, создателей образовательных стартапов, экспертов в психологии развития и психотерапии, представителей технологических компаний, медицинского и финансового сектора, профессионалов в области управления человеческими ресурсами, регуляторов сферы образования и науки, и др. 

По глубине и охвату позиций работа над Докладом стала уникальным явлением не только в России, но и для всего мира.

Главный лейтмотив Доклада - переход образования от обучения в начале жизни к обучению всю жизнь, с соответствующим расширением образовательной инфраструктуры за пределы школьно-вузовской системы и становлением локальных, национальных и глобальных образовательных экосистем. 

В Докладе представлены:

  • 6 мега-трендов, описывающих основные изменения сферы образования;
  • модель интерфейсов учащегося и технологической среды, поддерживающей образование детей и взрослых на горизонте 15-20 лет;
  • типология стратегий университетов и школ, обеспечивающих им конкурентное положение в образовательных экосистемах будущего, в зависимости от доступных им ресурсов;
  • 5 направлений инвестирования для венчурных предпринимателей, заинтересованных в выращивании бизнесов в сфере образования с глобальным потенциалом;
  • 5 новых финансово-страховых инструментов, которые могут поддержать распространение новых моделей образования;
  • «конфигуратор» политик создания новой образовательной системы для развивающихся стран и стран с быстрорастущей экономикой.

Целый ряд идей Доклада был задействован в работе направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив; стратегии Ассоциации индустрии детских товаров; «дорожной карте»  проекта создания Национальной системы квалификаций и компетенций (НСКК); стратегиях ведущих российских университетов, участвующих в программе «5 в 100»; специализированных хакатонах и стартап-акселераторах для образовательных технологий, и в других системных решениях для развития российской системы образования.

Павел ЛукшаКак отметил профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша, доклад, как практический документ, рассчитан на три основных аудитории. Это инноваторы в области образования, те, кто может попробовать сложить независимый проект или вложиться в него. Это регуляторы, которым надо принимать решения о балансе между традиционными системами образования, которые они поддерживают или копируют лучшие практики, и выращиванием новых, конкурентных. Третья аудитория - руководители традиционных образовательных организаций, которые будут определять судьбу своего образовательного учреждения и обязательно встанут перед выбором: в какой среде существовать, с кем придется конкурировать - только со школами и университетами, или рядом других разнотипных игроков.

«Для образовательных систем возникает самый большой в мире вызов в связи переходом на цифровые технологии. Вокруг них возникает целый ряд конкурирующих и дополняющих проектов. Образовательные стартапы, которые поддерживает АСИ, как раз и есть пример дополняющих или конкурирующих систем, которые в будущем способны перехватить повестку у традиционных образовательных систем. Уже сегодня в будущее образования инвестируют не только венчурные капиталисты, но и так называемые «прогрессоры», которые развивают повестку будущего образования. Это технологические компании, видящие в этом перспективные рынки; правительства наиболее развитых в экономическом и технологическом отношении стран, которые видят в этом залог своего будущего конкурентного преимущества; международные общественные движения, которые считают, что новые технологии образования позволят им менять мир. Активные изменения уже происходят, и сейчас самое время подумать о том, где и как», - подчеркнул Павел Лукша.

В 2015 году основные идеи доклада получат свое развитие в рамках сессий Global Education Futures: в апреле - в Сан-Франциско, в августе - в Сан-Паулу, на Мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills International, а также в Сингапуре, предположительно, в ноябре 2015 года.

«Нам очень важно, чтобы в дискуссии приняли участие представители российского образования, и разговаривали на равных с такими же, как они представителями глобального образовательного сообщества. Результаты этих мероприятий будут представлены на Всемирном экономическом Форуме в Давосе в январе 2016 года, как повестка от России» - заявил Дмитрий Песков.

Фото

Вверх