Дмитрий Медведев провёл встречу с лидерами проектов АСИ в сфере образования и подготовки квалифицированных кадров

20 января на встрече у Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева обсуждались вопросы вовлечения предпринимателей в развитие системы образования и подготовки кадров для новых отраслей экономики, а также вопросы повышения эффективности корпоративного управления предприятий с государственным участием.

В совещании приняли участие сотрудники Агентства стратегических инициатив (АСИ), лидеры проектов направления «Молодые профессионалы» АСИ и представители ряда институтов развития, во взаимодействии с которыми Агентство оказывает поддержку в реализации системных проектов и инициатив - СколковоРОСНАНОРВК и Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

«В нынешней ситуации нужно не только проводить совещания по преодолению последствий, трудностей в экономике, борьбе с кризисом, но и говорить о будущем, о благополучии страны – оно складывается из частных историй успеха. Присутствующие как раз в известной степени представляют такие истории, потому что вы создали эффективные проекты, поверили в собственные силы и в чём-то добились успехов», - обратился к лидерам проектов в сфере образования и подготовки кадров Дмитрий Медведев. «У нас есть целый ряд больших проблем, которые обострились не сегодня и не связаны с внешним воздействием на нашу страну, не связаны даже с изменением цен на нефть. Это, скажем, проблема опережающего роста зарплат по отношению к росту производительности труда. Эта проблема начала образовываться лет 10-12 назад», - отметил Глава Правительства. 

По мнению Дмитрия Медведева, проекты, построенные на таких методиках, как WorldSkills и дуальное образование, во многом позволят нейтрализовать образовавшийся «разрыв».

Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков представил 3 ключевых блока работ, в рамках которых осуществляется поддержка образовательных проектов в Агентстве стратегических инициатив.

«Мы работаем по трём крупным направлениям с самыми элитными студентами, и благодаря Вашей персональной поддержке у нас стартовала программа «Глобальное образование», первые студенты уже заключают контракты. Мы надеемся, что уже в следующем году они будут возвращаться в российские университеты, российские компании. На среднем уровне это программа поддержки университетских проектов и рабочих кадров. Самое важное сегодня, как нам кажется, то, чем нам хотелось бы поделиться, - это методы работы с детьми и то, что у нас сегодня происходит с нашим совсем молодым поколением», - отметил Дмитрий Песков.

Он, в частности, сообщил Председателю Правительства о том, что шестиклассников сегодня самый популярный запрос - «как построить уровень в Minecraft». «Minecraft – это самая популярная, сугубо инженерная игра, требующая логического мышления, понимания математики, пространственного воображения. И это поколение полностью погружено сегодня в эти сугубо инженерные разработки. Мы у себя на сленге называем его в шутку поколением латентных инженеров. Но по факту наши чемпионаты рабочих профессий, когда эти дети вдруг начинают выигрывать соревнования у взрослых фактически, причём у лучших сотрудников, в том числе оборонных предприятий, показывают, что у нас в стране подрастает совершенно невероятное поколение сильных, талантливых инженеров. По нашим расчётам, примерно в 2018 году более 50 тыс. таких молодых ребят придёт поступать в вузы. Очень хочется, чтобы мы как страна такой шанс не упустили в среднесрочном планировании», - подчеркнул Дмитрий Песков.

«Насчёт этого поколения я абсолютно согласен. Желательно его не проспать, не упустить. Вы упомянули олимпиады и то, что школьники легко побеждают взрослых студентов. Мы как-то с Владимиром Владимировичем (В.Путиным) тоже на эту тему говорили. Видимо, он тоже впечатлился тем, что вы рассказывали. Это отчасти естественно – они просто уже росли совершенно в других условиях», - отреагировал Дмитрий Медведев.

Участники встречи обсудили механизмы повышения качества российской системы образования при помощи использования современных технологий онлайн-обучения и развитие профессионального образования в соответствии со стандартами WorldSkills International

Президент союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров WorldSkills Russia» Павел Черных проинформировал Председателя Правительства о ходе подготовки заявки от Российской Федерации на проведение в 2019 году Международного чемпионата по рабочим профессиям WorldSkills International в Казани. «На сегодняшний момент мы уже сформировали полный комплект документов благодаря этим действиям, и он готов к отправке, буквально сегодня-завтра мы готовы отправить, чтобы зафиксировать заявку. 26 января будут официально объявлены страны, которые подали заявки на чемпионат мира 2019 года», - сказал Павел Черных.

Лидер проекта «Рабочие кадры под ключ», президент Пермской ТПП, председатель пермского отделения «Деловой России» Марат Биматов рассказал об эффективности применения механизмов практико-ориентированной дуальной модели обучения.

«Результаты проекта следующие: тысяча предприятий сегодня участвует в проекте, более 6 тыс. ребят учатся в рамках трёхсторонних соглашений с бизнесом. Сегодня осуществлён набор 10 тыс. в соответствии с потребностями бизнеса. Сейчас в регионе 71% госзадания учреждений формируется на основе спроса, потребностей бизнеса, и за каждым бюджетным местом сегодня стоит живой работодатель», - подчеркнул Марат Биматов. Он также считает, что необходимо обеспечить тиражирование данной модели во всех субъектах Российской Федерации.

Руководитель программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» Максим Петров сообщил, что всего за 6 лет в России удалось выстроить региональную систему, которая включает в себя свыше 250 ресурсных центров по робототехнике. «Каждый год проходят десятки робототехнических соревнований региональных, которые являются отборочными соревнованиями на общероссийский робототехнический фестиваль «Робофест». В этом году «Робофест» примет порядка 600 команд, более 3500 участников, отобранных по регионам, что примерно в два раза больше, чем на прошедшем в ноябре в Сочи мировом финале олимпиады роботов (WRO)», - рассказал Максим Петров.

Он также попросил Правительство и Монобрнауки России рассмотреть возможность предоставления площадки Всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест» для проведения финального этапа олимпиады школьников по робототехнике.

Еще одним важным элементом программы, наравне с региональной сетью и системой инженерно-технических соревнований, является оборудование. «Если ещё недавно в нашей стране не было альтернативы иностранным производителям, то буквально, может, год-два назад стали появляться российские фирмы (можно назвать, например: «Трик», «Амперка», «Профи»), которые по своим возможностям предоставляют более интересные решения для наших участников. Но, к сожалению, им пока сложно пробиться на рынок образовательной робототехники, так как там достаточно плотно и уверенно обосновались иностранные опытные игроки, а рынок тем временем стремительно растёт. К 2016 году планируется продать более 3 млн образовательных комплектов и роботов», - подчеркнул Максим Петров.

«Крупные западные производители действительно выстраивают систему определённого даже принуждения с закупкой этой техники в регионах, и у нас очень много жалоб от этих молодых российских компаний. Мы вынуждены были обращаться в ФАС, выиграли сейчас одно судебное дело в Воронежской области, заставили убрать наименование этого производителя, потому что это фактически не давало участвовать российским компаниям», - напомнил Дмитрий Песков.

Надо создавать условия, чтобы отечественные производители имели возможность выходить на рынки образовательной робототехники, - согласился Дмитрий Медведев. «Единственное, они тоже должны понимать, что это должны быть конкурентоспособные продукты, это очевидно. Нельзя поддерживать, просто потому что это наше, надо поддерживать то наше, что качественное и что вполне конкурентоспособно, но ещё не имеет распространения на рынке. В этом случае действительно нужно снимать такого рода специальные требования. Если нужно, можно даже на уровне ФАС дать общее указание просто смотреть за этим. Давайте подумаем об этом. Хорошо»,- сказал Председатель Правительства.

Дмитрий Песков представил участникам встречи лидеров 2 проектов АСИ, которые «с нуля фактически за год добились больших успехов» и «стали российскими конкурентами Coursera и EdX» - это основатель платформы онлайн-образования «Унивеб» Александр Оганов и создатель «Универсариума» Дмитрий Гужеля.

«Мы пропагандируем скорее не модель массовых открытых онлайн-курсов, а работаем в тесной связке с ведущими вузами страны по проектированию, производству, запуску, сопровождению и продвижению полноценных образовательных программ. По состоянию на сегодня – а мы существуем с 2010 года – у нас порядка 6 тыс. студентов обучаются по программам восьми вузов. Это всё платные образовательные программы, они где-то от 100 до 600 академических часов по продолжительности», - сообщил основатель univeb.ru Александр Оганов.

Лидер проекта «Универсариум» Дмитрий Гужеля отметил, что всего за 1 год по бесплатным образовательным программам, которые были спроектированы совместно с 36 российскими вузами, прошли обучение более 300 тыс. человек. «При этом более 25% людей – это не граждане Российской Федерации, а люди, которые учились из-за рубежа на русском языке. То есть это говорит о конкурентоспособности российского образования и о конкурентоспособности российских университетов и российских преподавателей», - заявил Дмитрий Гужеля.

В качестве одного из приоритетных направлений развития проекта он обозначил подготовку кадров для инновационной экономики: «Мы уже в прошлом году начали с ведущими техническими вузами и корпорациями создавать образовательные курсы, которые мотивируют школьников старших классов на приход на технические специальности в вузы и выбор новых, инновационных профессий. Эту тему мы продолжим уже в этом году».

Дмитрий Гужеля также предложил использовать площадку «Универсариума» для переподготовки кадров в антикризисной ситуации. «Это касается безработных, пенсионеров и прочих. Потому что мы умеем разрабатывать технологии, мы умеем разрабатывать курсы, у нас фактически создана площадка для продвижения российского образования», - пояснил лидер проекта АСИ.

Видео