Подведены итоги 2 этапа образовательной программы АСИ для региональных управленческих команд

Завершился второй этап образовательной программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) для региональных управленческих команд. Семинары по внедрению «лучших практик», выявленных по итогам пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах, прошли в феврале-марте 2015 года в Тюмени, Хабаровске и Москве.

Первый этап федеральной образовательной программы, посвященный лучшим практикам работы с предпринимателями и оптимизации существующих регламентов и процедур предоставления госуслуг, завершился в ноябре 2014 года. Обучение на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) походило по следующим направлениям:

  1. Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство;
  2. Эффективность процедур по подключению электроэнергии;
  3. Эффективность институтов для бизнеса (наличие и качество регионального законодательства о поддержке инвесторов; эффективность работы региональной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами);
  4. Качество и доступность финансовой поддержки (налоговые льготы в регионе; государственные гарантии и государственные гарантийные фонды);
  5. Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства.

На втором, завершающем этапе управленческие команды разрабатывали «дорожные карты» - комплексный набор мер по улучшению инвестиционного климата на примере своего региона. Целью проведения этапа была комплексная экспресс-оценка «дорожных карт» и рекомендации по организации внедрения изменений в регионе, а также подходы к организации работы проектных команд.

  • Экспресс-оценка «дорожных карт» 

При разработке «дорожных карт» регионы пошли разными путям. При этом уровень проработки отличается существенно: разная глубина, интегрированность и взаимосвязь решений, широта охвата проблем, степень учета «лучших практик». Разница заметна не только при сравнении «дорожных карт» между собой, иногда разделы одного и того же документа могут обладать разной логикой и существенно отличаются по уровню детализации. «Дорожные карты во многих случаях не ограничивались перечнем лучших практик, с которыми мы вас знакомили, и это правильно. Никакой перечень успешных кейсов не может предусмотреть все особенности и «узкие места», которые существуют в том или ином регионе. Там где бизнес был активно вовлечен в формирование документа, получились хорошие карты» - подчеркнула руководитель Экспертного совета Национального рейтинга Мария Глухова.

  • Система управления изменениями в регионе

Компания The Boston Consulting Group представила участникам семинаров программу «9 шагов», направленную на реализацию изменений в регионах. «Это попытка структурно посмотреть на вопросы, чтобы помочь регионам наладить систему управления изменениями. При этом мы не отрицаем собственных подходов во всем их многообразии, которые региональные органы исполнительной власти могут применять для развития инвестиционного климата», - поясняет директор BCG Игорь Кустарин.

  • Опыт регионов

«Торгово-промышленная палата» регулярно общается с региональными органами власти, поэтому ответственно можем сказать, что в регионах, которые понимают, что они конкурируют с другими за инвестора, наблюдается серьезное отношение к рейтингу и всем инструментам, которые он дает. Полагаю, что такой подход сможет сказаться не только на привлечении инвестиций в регион, но и на эффективности уже существующего бизнеса, на его доходах, количестве рабочих мест, вкладе в ВРП. Эти вопросы актуальны сейчас как никогда», - подчеркивает вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

Первый Заместитель Председателя Правительства Свердловской области - Министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов

«Учитывая ограниченный временной ресурс, мы сконцентрировались, в первую очередь, на «инвентаризации» имеющейся практики и анализе выявленных «белых пятен», как сигналов системных административных проблем в регионе. 

Результаты анализа позволили структурировать планируемые мероприятия по 3 направлениям:

  1. Направления, признанные «лучшими управленческими практиками» Свердловской области. Для них основная задача - «улучшать и продвигать»;
  2. Направления - потенциальные «лучшие практики» Свердловской области. Для них основная задача - оперативная «доработка» до стандартов и критериев «лучших практик»;
  3. Направления - «ниши» для серьезной работы со стороны Правительства Свердловской области. Для них главная задача – построение системной работы, основанной в первую очередь - на межведомственном взаимодействии.

По словам представителя Свердловской области, «в сформированном плане мероприятий были отдельно проработаны меры срочного реагирования. За два месяца реализации подобных мер уже видны конкретные значимые результаты. Так, в регионе закончен переход всех услуг по лицензированию в электронный вид через многофункциональные центры по оказанию госуслуг».

Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Николай Брусникин: «Апробация рейтинга показала, что слабым местом в Хабаровском крае является регуляторная среда. Нас подводят такие показатели как «подключение к электросетям»«получение разрешений на строительство» - наиболее чувствительные вопросы для ведения бизнеса во всей стране. В крае создана межведомственная рабочая группа, разработан план мероприятий по улучшению инвестиционного климата. Основной целью рабочей группы в 2015 году мы видим повышение качества государственных муниципальных услуг для предпринимателей, в том числе на базе МФЦ. Для организации единого окна в этом году приступает к работе новое министерство - Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики».

Видео