На ПМЭФ-2015 были представлены общественности результаты полномасштабного национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. По показателю «Эффективность процедур по выдаче разрешения на строительство» среднее значение времени получения разрешения на строительство в худшей группе «Е» составляет 262 дня, тогда как в пилотном рейтинге 2014 года худшие результаты лежали в диапазоне 300-500 дней.
Мы наблюдаем прогресс, который связываем с разнообразными попытками навести порядок в этой сфере. Как можно кратко охарактеризовать нынешнее состояние дел и о каких направлениях дальнейшего улучшения могут подумать регионы РФ в ближайшей перспективе?
Градостроительное регулирование в настоящий момент по-прежнему чрезмерно усложнено: не связано с технологическими и финансовыми возможностями ряда субъектов градостроительной деятельности, прежде всего муниципалитетов; в значительной степени идеологически и организационно оторвано от смежных областей регулирования, прежде всего землеустроительного, энергетического и транспортного; подвержено стремительному и не подчиненному одной цели изменению, которое можно охарактеризовать как «законодательная суета». Основными актуальными тенденциями является усиление федерального регулирования над региональным и муниципальным, административный характер организации регулирования, все более детальный уровень регламентации. Чаще всего градостроительное регулирование сводится к попыткам простой регламентации, что не учитывает принципиально технологический, творческий и конфликтологический, в смысле согласования интересов участников, характер процессов в градостроительстве.
В настоящий момент основным рынком, определяющим требования к изменению регулирования является рынок жилищного строительства, объем которого превосходит все другие виды, кроме транспортного и магистральных линейных сооружений. Так в январе - марте 2015 года строительный объем в жилищном строительстве составлял 94,2 тыс. куб. м, а для нежилых зданий 28,2 тыс. куб. м, то есть 77% и 23% соответственно. Другим важным фактором является стремительный рост и доминирование рынка государственного заказа в строительстве нежилых зданий.
Понимая, что без системного осмысления текущей ситуации с градостроительным регулированием, которое должно быть выражено, очевидно, в появлении новой редакции градостроительного кодекса, навести порядок невозможно, с одной стороны; и неизбежность замены административного регулирования инструментами оценки рисков и страхового регулирования, с другой, можно отметить ряд направлений, которые являются актуальными и для региональных регуляторов. Каждое из направлений удобно представить в виде баланса конфликтующих аспектов.
Система таких балансов, индивидуальная для каждого региона, и определяет региональную дорожную карту развития. Примеры таких балансов:
Что из этого списка будет признано лучшими практиками по результатам их сбора Агентством стратегических инициатив в 2015 году в рамках работы над Национальным рейтингом инвестиционной привлекательности регионов, смогут ли регионы создать полностью годные для тиражирования лучшие практики, так называемые «коробочные» решения, мы увидим уже через несколько месяцев.