5 октября в коворкинг-центре Агентства стратегических инициатив «Точка кипения» состоялась презентация проектных траекторий образовательного контента детских технопарков в рамках реализации стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей».
По статистике Минобрнауки России, более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. Между тем, российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, ученых и технологах. Инициатива «Новая модель дополнительного образования детей» направлена на вовлечение как можно большего количества детей в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.
В рамках инициативы выбраны пилотные регионы, на территории которых появятся первые детские технопарки. Это республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край, Московская область, Новосибирская область и город Москва. «Нас очень радует заинтересованность регионов в реализации инициативы и внедрение лучших региональных практик в сфере научно-технического творчества детей. Первые технопарки откроются уже в этом году. В октябре будет проведено обучение преподавательского состава, который будет работать на пилотных площадках», - отметила в своем выступлении директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. Всего же в 2015-2016 годах будут открыты 14 таких технопарков.
Инициатива будет реализована на принципах государственно-частного партнерства. Так, по словам Светланы Чупшевой, уже подписаны соглашения и определены ключевые интеллектуальные партнеры и партнеры из числа крупных промышленных предприятий, таких как ОРКК, ОАК, Росатом, научных школ - МАМИ, НАМИ, компаний, работающих в сфере детского дополнительного образования.
Именно в создании отработанных механизмов государственно-частного партнерства видит главную ценность инициативы заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов. «Последние 2-3 года мы много говорим и делаем для перезагрузки дополнительного образования. Если с художественно-эстетическим направлением у нас все в порядке, то в области научно-технического творчества есть над чем работать. Сейчас нам нужно создать такие модели, которые потом можно тиражировать», - отметил Вениамин Каганов.
На сегодняшний день определены ведущие технические направления программы, которые соответствуют Национальной технологической инициативе (НТИ). «При создании наших образовательных программ мы, в первую очередь, опирались на те цели и задачи, которые поставлены НТИ. Наша задача - обеспечить в краткосрочной перспективе рост кадрового потенциала, способного привести нас к поставленным задачам и результатам - технологическому лидерству к 2030 году», - подчеркнула руководитель рабочей группы по реализации инициативы Марина Ракова.
Особенность образовательного процесса в рамках инициативы «Новая модель дополнительного образования детей» - его разделение на две составляющие. Первое – работа над продуктом, на который ориентирован ребенок. Второе - сквозные компетенции, которые детям прививаются для того, чтобы сохранить главные преимущества дополнительного образования - вариативность и высокую степень мобильности. «Ребенок параллельно изучает некий набор дисциплин, который позволит ему заниматься «завтра» совершенно другим проектом. Нам очень важно, чтобы детям было интересно», - отметила Марина Ракова.
«Самая важная оценка для нас - это оценка детей, главных экспертов, которые сегодня присутствовали на презентации программ и проявили живой интерес и желание участвовать в работе детских технопарков», - подчеркнула и Светлана Чупшева.
Траектории делятся на две части – соревновательные и технологические. «Соревновательная траектория – включает в себя работу с настоящим оборудованием, учащиеся соревнуются друг с другом. Если взять, например, область IT и хакинг, то одни строят системы, другие пытаются эти системы взломать. Технологические траектории – ориентированы на освоение новых технологий, без соревновательного характера», - отметил директор по управлению образовательными программами Университета машиностроения (МАМИ) Дмитрий Земцов.
Соревновательные проектные треки:
Технологические проектные треки:
«В этом году в Послании Президента было поручение, чтобы система дополнительного образование детей получила новое развитие. Мы бы очень хотели, чтобы в системе дополнительного образования произошла перезагрузка, и надо сказать, что сейчас этому проекту уделяется большое внимание. Очень хорошо, что у этого проекта такие активные лидеры, есть Агентство стратегических инициатив, которое пытается снять все административные барьеры. Безусловно, активно участвует в этом проекте Министерство образования и науки. Мы считаем, что реализация этих проектов – шанс для нашей страны выявить в наших детях способности, поддерживать их и развивать», - подчеркнула заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации Галина Махакова, добавив, что «такие проекты должны реализовываться не только в крупных городах».