Инновации останутся без людей


Бюджет вкладывается в беспилотный транспорт и в мозг-компьютер

Четыре «дорожные карты» Национальной технологической инициативы (НТИ) вчера одобрены президиумом Совета по модернизации экономики и инновационному развитию во главе с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Проекты, посвященные беспилотному авиа-, авто- и морскому транспорту, а также нейротехнологиям, должны начать работать уже в 2016 году. Из бюджета на их реализацию будет выделено 10 млрд руб.- Экспертный совет при правительстве полагает, что разработчики карт не обосновали объемы запрошенных средств, но при этом настаивает на необходимости достижения «глобального лидерства» России в названных сферах к 2035 году.

Президиум Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию вчера одобрил проекты четырех «дорожных карт» НТИ - так называемых АэроНэт, АвтоНэт, МариНэт и НейроНэт (описывают проекты в сфере авиационного, автомобильного и морского транспорта, а также нейротехнологий). «Чтобы их межведомственное согласование проходило оперативно и качественно, нужно закрепить за каждой из карт курирующее министерство»,- заявил на заседании Дмитрий Медведев. Куратором «НейроНэт» он предложил назначить Минобрнауки, остальных трех - Минпромторг.

Как сообщил министр образования Дмитрий Ливанов, проект постановления правительства о порядке разработки, согласования и реализации карт НТИ к 19 октября будет представлен премьеру на подпись. Реализация карт начнется в 2016 году - в проекте бюджета на это уже предусмотрено до 10 млрд руб. Также власти рассчитывают на вложения инвесторов - в не названных пока объемах.

НТИ - это долгосрочная программа по развитию новых рынков на базе высоких технологий. По задумке властей, ее реализация должна привести к тому, что российские компании войдут в число мировых лидеров в этой сфере к 2035 году. Организаторы работы - Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК). Реализуется НТИ через систему «дорожных карт» - сейчас их восемь, включая четыре вчера рассмотренные.

В рамках «АвтоНэт» к 2035 году, по прогнозам РВК, ожидается достижение полной автономности автотранспорта (общемировой объем этого рынка к этой дате достигнет $3 трлн). «АэроНэт» должна расширить применение беспилотных авиационных систем - в сельском хозяйстве, для перевозок, поиска и спасания. Над территорией РФ, утверждают в РВК, к 2035 году в воздухе может постоянно находиться не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов. Объем мирового рынка в этой сфере к этому сроку оценивается в $200 млрд, планируемая доля РФ - $40-45 млрд. «МариНэт» посвящена цифровой навигации, освоению океана и инновационному судостроению, включая безэкипажные суда. Наконец, в рамках «НейроНэт» планируется создание похожих на мозг компьютеров и нейротехнологий для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона. Сейчас Россия занимает лишь 0,05% мирового рынка нейротехнологий, к 2035 году долю планируется нарастить до 2,5% (глобальный рынок составит $1,8 трлн).

Как пояснил «Ъ» министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, «выбранные рынки должны обеспечивать рост ВВП, технологический суверенитет и усиление позиций России в глобальных технологических цепочках». Уже в 2016 году будут первые результаты, заверил журналистов после заседания президиума Дмитрий Песков из АСИ.

«Дорожные карты» вызывали замечания у Экспертного совета при правительстве (его заключения есть у «Ъ»). По «АвтоНэт» эксперты отмечают, что планируемый объем внебюджетных средств составляет лишь 18% от общего бюджета карты и не предполагает существенных инвестиций ключевого участника проекта - ПАО «КамАЗ», что «значительно отличает» ее от других карт (около 50% внебюджетных средств). Доля России на мировом рынке беспилотных транспортных средств планируется на уровне 3%, что, по мнению экспертов, «не соответствует идеологии НТИ о глобальном лидерстве РФ на выбранных рынках к 2035 году». Та же претензия - к карте «НейроНэт» с ее 2,5% мирового рынка нейротехнологий. Также эксперты обратили внимание на отсутствие обоснования запрашиваемых объемов бюджетных средств, уже предусмотренных готовящимся к внесению в Госдуму проектом госказны.

Евгения Крючкова