Традиционный рабочий уже конкурирует на рынке труда с роботами, программами и бактериями

Как человеку найти себя в новых экономических условиях, а государству - адаптировать кадровую стратегию под современные технологические вызовы? Эти вопросы стали отправной точкой для дискуссии «Компетенции роста 2035», которая состоялась 31 октября на II Национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2015 в Екатеринбурге.

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков заявил, что «многие государства готовят ненужных людей по ненужным профессиям. При этом конкуренция на рынке труда с каждым днем усложняется: традиционный рабочий сегодня соперничает с роботами, программами и даже бактериями».

В системах подготовки кадров стран-лидеров движения WorldSkills эффективно работает 2 механизма: «прямая оперативная доставка экспертизы WorldSkills в национальную экономику и твердая вера в молодые таланты, которым открыт доступ к реальной деятельности, вне зависимости от их возраста», - отметил Дмитрий Песков.

«Результаты чемпионатов WorldSkills - это «градусник» качества подготовки специалистов. К сожалению, наши лучшие участники на мировом уровне пока набирают небольшой процент баллов от лучших результатов рабочих из стран-лидеров чемпионата», - сказал генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов.

«Бразилия, Корея, Китай, Япония - именно эти страны сегодня в топе по подготовке рабочих кадров. Мы начали смотреть, как они добиваются своих результатов. В Корее рабочие тренируются по 17 часов в день без выходных. Китай берет численностью. Япония - сплав корейского и китайского опыта - много людей и много усилий. В Бразилии нет стандартов и образовательных программ, но есть прямая налаженная связь: конкурентоспособный бизнес самостоятельно занимается подготовкой кадров», - пояснил глава Worldskills Russia.

Роберт Уразов считает, что успешные «рецепты» для России нужно заимствовать из разных источников: применять международные практики, изучать исторический опыт собственной страны и главное - доверять молодым, используя их энтузиазм и свежесть мышления.

Помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов перечислил 3 основных тренда, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику страны:

  • Резко возросшая скорость изменений. В будущем сила накопленного опыта уже не поможет рабочим адаптироваться к изменениям, которые сегодня происходят с невероятной скоростью.
  • Исчезновение границ между отдельными профессиями. Разница между рабочим и инженером на сложных производствах уже сегодня размыта до неузнаваемости.
  • Интеллектуализация профессий. Ведущую роль начинают играть так называемые soft skills - навыки, не связанные с конкретной предметной областью. Способность к коммуникации, самообучению и осознанному отношению к деятельности.

«Самое главное, что мы должны сделать, и это лежит в основе стратегии АСИ, - найти индивидуальный подход для каждого молодого человека, который готов расти и развиваться», - заявил генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

АСИ ставит перед собой 3 задачи:

  • Создать современные механизмы ранней профориентации - развивать уже запущенный проект «детских технопарков» и возродить кружковое движение.
  • Стимулировать развитие целостной системы среднего профессионального образования, предусмотреть меры поддержки от бизнеса, взаимодействие с российскими регионами и органами власти.
  • Сократить «разрыв престижности» между средним и высшим профессиональным образованием.

На вопрос Дмитрия Пескова «Какие методики можно вытащить из прошлого опыта, чтобы сделать их конкурентным преимуществом России в 21 веке?» ответил Президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого» Петр Щедровицкий.

Он сообщил, что разработки «русской школы мысли», «русской инженерной школы» в области организации труда и подготовки кадров активно заимствуются зарубежными странами с середины 19 века. «Мы долгое время работали по перечню специализаций 1939 году и по методикам, которые были сделаны до 1939 года. В некоторых областях работаем так до сих пор», - отметил Петр Щедровицкий.

При формировании модели подготовки кадров для новых отраслей необходимо опираться на тенденцию интеллектуализации труда и возрастающую роль сквозных компетенций - способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу, - считают участники дискуссии.

Главный вывод, который можно сделать из 150-летней истории российских методик: «Любое действие имеет исполнительную и управляющую часть. Невозможно научить человека, натаскивая его, совершать одни и те же исполнительские действия. Так он плохо учится. Учится он только тогда, когда понимает смысл и формирует управляющие компетенции», - пояснил Петр Щедровицкий.