Усилия Федеральной таможенной службы не привели к успеху в рейтинге Doing Business 2016. Россия заняла лишь 170 строчку по показателю «Международная торговля», в котором оценивались сроки и стоимость процедур при импорте и экспорте стандартной партии товара. В чём заключается основная проблема и как её решить, выясняли участники IV ежегодной конференции газеты Ведомости «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», которая состоялась в Москве 16 ноября 2015 года.
Всё дело в «хитрой методике, которая теперь учитывает перемещение товаров между странами ЕС. В сравнении с этой работой мы объективно проигрываем, потому что одно дело - общее регулирование, другое дело - разные нормы и правила», - предположил модератор круглого стола «Внешнеэкономическая деятельность: упрощение таможенных процедур, продвижение на рынках зарубежных стран и поддержка экспорта» Алексей Репик.
Нельзя сопоставлять между собой таможенные процедуры стран-участниц Евразийского экономического союза и экспортно-импортные операции России с государствами ЕС, согласился с президентом «Деловой России» заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов. «В зачёт Белоруссии идет торговля с Россией. А России - торговля с Германией и Китаем», - подчеркнул он.
Еще один фактор, по которому можно судить о возможной ошибке в расчётах - одинаковые цифры в совершенно разных показателях. «В этом рейтинге получилось, что стоимость процедур по экспорту стали из России в Италию и по импорту запчастей из Германии в Россию совпали копейка в копейку. Такого просто не может быть», - заявил Руслан Давыдов.
«Как можно говорить, что для того, чтобы импортировать товар в Россию, нужно 8 документов, а в Казахстан - 4 документа? - озвучил еще один вопрос для представителей Всемирного банка руководитель рабочей группы АСИ «Совершенствование таможенного администрирования» Виталий Сурвилло. - Этого быть не может, потому что и Казахстан, и Россия требуют по Таможенному кодексу абсолютно одинаковое количество документов».
Директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации Андраш Хорваи подтвердил, что готов детально разобраться с методикой расчета показателя «Международная торговля» и принять необходимые меры. «Мы, безусловно, готовы к тому, чтобы провести дополнительные консультации по этому направлению, чтобы понять, в чём заключается проблема и как мы можем её решить», - сказал Андраш Хорваи.
Виталий Сурвилло отметил успехи ФТС России в оптимизации отдельных процедур.
«Нам есть чем гордиться. Из 67 запланированных мероприятий «дорожной карты» 64 уже считаются выполненными. Но это статистическая сторона вопроса. Огромный прогресс Федеральной таможенной службы в том, что касается перехода на электронный документооборот. Действительно более удобной стала технология осуществления таможенных платежей. Введены принципы категорирования, которые бизнес полностью устраивают. Удалось добиться частичного внедрения принципа соразмерности и адекватности санкций за административные правонарушения в таможенной сфере», - сообщил Виталий Сурвилло.
При этом он подчеркнул, что «когда начинаешь говорить с коллегами с мест, общие итоги видятся немного в другом свете». Предприниматели считают, что 12 мероприятий «дорожной карты» исполнены формально. В качестве примеров Виталий Сурвилло привел пункты о согласовании с бизнесом принципов создания / ликвидации таможенных постов и переносе сроков уплаты таможенных платежей.
«10 пунктов мы не можем проверить, потому что они строятся исключительно на информации от ФТС, и касаются временного измерения - за сколько секунд, за сколько минут проходит та или иная операция со стороны контролирующих органов. Ещё 3 пункта вызывают нарекания с точки зрения правоприменения. Несмотря на все обещания, что не требуются контракты, не требуются доверенности, на местах очень часто их запрашивают. 3 пункта приняты рабочей группой с условиями, что в будущем всё это будет сделано», - добавил Виталий Сурвилло.
В Федеральной налоговой службе отмечают, что требования к налогоплательщикам, осуществляющим внешнеторговую деятельность, устойчивы и не должны подвергаться существенным изменениям. «Налог на добавленную стоимость в большинстве своём гармонизирован с законодательством стран Евросоюза. Поэтому говорить о том, что у нас есть какие-то перегибы… Их нет в принципе. Какие-то разовые деталюшечки, которые не влияют на порядок исчисления, в том числе на порядок возврата налога», - заявил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин.
«Если вы крупнейший налогоплательщик, заявительный порядок возмещения НДС в течение 5 рабочих дней для вас доступен. Если вы не настолько крупный, то есть возможность применения банковских гарантий, и тогда проверка будет осуществлена после того, как вы получите деньги из федерального бюджета», - добавил Дмитрий Сатин.
Генеральный директор компании «Константа» Владимир Ярошенко рассказал о проблемах, выявленных в ходе «контрольных закупок» на Балтийской таможне в Санкт-Петербурге. Он предложил сократить сроки нахождения контейнеров в инспекционно-досмотровых комплексах (ИДК) при морских портах: «Сроки исследования товаров, которые ФТС отправляет в таможенную лабораторию, иногда занимают от 3 до 7 месяцев. Невозможно оформить и выпустить груз без этой экспертизы, но по многим контейнерам до сих пор нет результатов».
Подобные случаи необходимо проанализировать и оценить частоту их повторения, - считает помощник Президента России Андрей Белоусов. Он подчеркнул, что контрольные закупки «Клуба лидеров» нужно переформатировать в методологическую деятельность, чтобы «разобраться, единичный ли это случай или типовой. Выяснить, насколько часто предприниматели сталкиваются с подобными проблемами». Тогда, по мнению Андрея Белоусова, мониторинг реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) станет эффективным инструментом в правоприменительной практике.
Участники конференции обозначили роль механизмов поддержки ВЭД, которые напрямую не связаны с пересечением таможенной границы и не учитываются при формировании рейтинга Doing Business, но влияют на конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках. Это сертификация, защита интеллектуальной собственности, поддержка НИОКР, доступ к передовым технологиям и трудовым ресурсам, дистанционная торговля, альтернативные способы транспортировки, хранения и доставки грузов и др. Не обязательно создавать для их реализации новые «дорожные карты», но в приоритетах государственной политики и деятельности институтов развития эти направления должны быть синхронизированы.