«Пионер-М» перевернет сложившуюся систему подготовки профессионалов для морской отрасли

Севастопольский государственный университет (СевГу) стал инициатором проекта по созданию первого научно-исследовательского инновационного судна «Пионер-М», который будут строить российские студенты при поддержке профессионалов отрасли.

Валерий Кошкин, ректор СевГУ, надеется, что инициатива будет поддержана многими университетами и у российской системы высшего образования появится целая флотилия научно-исследовательских судов нового поколения, спроектированных студентами.

- Валерий Иванович, Ваши впечатления от финала конкурса «Я буду строить корабли!»?

- Прежде всего, радует, что потенциал вузов – научные коллективы, преподавательский состав, студенты объединены, на мой взгляд, большой и интересной задачей. Мы показали, что умеем работать в сложной ситуации и в сжатые сроки. Сегодня студенты говорили о том, что такие проекты за месяц не делаются, а они сделали. К концу года у нас уже будет рабочая документация, утвержденная морским регистром, а в следующем году начнется строительство и уже в конце сентября – в начале октября 2017 года судно будет спущено на воду и отправится в первый свой исследовательский поход.

- Как будет выстроено взаимодействие ребят из разных вузов?

- Вначале планировалось, что объединенная проектная группа - наше молодежное конструкторское бюро, будет работать летом, а начиная с сентября до декабря – в формате отдельных встреч, семинаров, совещаний. Но я думаю, что мы сможем организовать работу по-другому, и, начиная с осени, студенты из разных университетов будут большую часть времени находиться в Севастополе, в Центре морских исследований и технологий и проектировать судно.

- Будут ли при организации студенческого КБ использоваться компетенции, которые представили ребята из различных университетов? Как Вы видите эту сборную команду?

- Из каждой команды приезжает по четыре студента и наставник, вузы будут выдвигать лучших из лучших, при этом каждая команда от вуза должна быть «полной». Что это значит? В молодежном конструкторском бюро будет четыре секции – общее проектирование, проектирование корпусное, силовые энергетические установки и электрооборудование. Мы постараемся пригласить из каждого вуза специалистов, представляющих все четыре направления.

- Соответственно, те компетенции, которые студенты получат в совместной работе над проектом, они смогут потом передать в свои университеты?

- Абсолютно точно. И не только студенты, которые работают в проекте, а и педагоги, что не менее важно. Вузы, впрочем, как и конструкторские бюро ОСК, будут вовлечены в проект на протяжении всего этапа проектирования и будут обмениваться опытом.

- Вы говорили, что наиболее интересные решения других проектов-финалистов будут использованы при доработке проекта «Пионер-М».

- Более того, в течение всего проекта будут проводиться постоянные консультации с коллегами из других вузов. Осенью, когда непосредственно начнется подготовка рабочей документации, мы будем ее отправлять во все вузы-участники проекта, советоваться по предложенным решениям. Что еще важно в нашем проекте? Что специалисты морского регистра будут вовлечены в процесс с самого начала, то есть, они проведут установочные лекции, и по ходу будут контролировать, как идет процесс.

- Вы, таким образом, сокращаете время и повышаете качество проработки проекта?

- Да, абсолютно так. И студенты, и преподаватели, и специалисты ОСК будут отрабатывать новый, цифровой формат проектирования судна, всех узлов и систем. Это тоже новый подход, который можно апробировать на примере небольшого судна и на примере негосударственного заказа или заказа какой-то компании.

Что еще важно в этом проекте - полностью меняется система взаимодействия с отраслью. Заказчиком является система образования, то есть наш университет. Для нас строится корабль, который потом будет использоваться и вузами, и НИИ, а все компетенции будут сосредоточены тоже на площадке вуза. К нам приезжают студенты и специалисты из разных вузов, и на нашей же площадке будут работать специалисты ОСК и морского регистра. То есть, тут получился такой разворот на 180 градусов, но в хорошем смысле, мы идем другим путем, а это значит, что по-другому организуется учебный процесс.

Главная задача для меня как ректора - сформировать такую систему подготовки кадров, которая позволяла бы работать на современном уровне и быстро догонять ведущие университеты. 

На мой взгляд, формируется совершенно новая технология подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, в частности, для морской отрасли.

Эта технология уникальна и по масштабу: вовлечены специалисты и студенты многих вузов, в проекте участвовали десятки студенческих проектных групп, сотни студентов. Сейчас из лучших будет создано конструкторское бюро - 30 человек. Они получат бесценный опыт, контакты, будут работать на современном уровне, решая масштабные практические задачи.

Задачи тоже уникальные для вузов. Впервые создается объект такого масштаба – научно-исследовательское судно. Причем продуман не только этап его проектирования и строительства, но и решены вопросы с дальнейшими исследованиями. Собственно говоря, и судно получается во многом уникальным, если говорить о его многофункциональности.

Проект стал неким ядром, вокруг которого создаются новые проекты. На 2018 год рядом исследовательских центров запланирована эксплуатация этого судна. Мы не просто судно построим для учебного процесса, оно в дальнейшем будет выполнять реальные исследования, в том числе сложные задачи, которые сейчас решает также и наш университет. Например, отработка технологии спасения людей при работе под водой, – проект «жидкостного дыхания». Научная группа, которая реализует этот проект, уже обратились к нам с предложением использовать судно «Пионер-М» для выполнения таких работ.

- Кому принадлежит идея проектирования и строительства «Пионер-М»?

- У Дмитрия Борисовича Татаркова (директор Центра морских исследований и технологий СевГУ – прим.) появилась идея создать в Севастополе Центр морских исследований и технологий, лучший в стране. Это значит, что самые лучшие возможности должны быть предоставлены не только студентам, но и профессиональным исследователям.

Понятно, что организовать работу в морской сфере, не имея научно-исследовательского судна, невозможно. Поэтому первой мыслью было приобрести такое судно. Но потом решили, что покупать не будем. Если мы хотим стать лидерами в морских технологиях, то должны уметь проектировать и строить сами.

Недавно прочитал о том, что ФАНО или РАН располагает тринадцатью научно-исследовательскими судами. Например, в Севастополе и вообще на Черном море оперирует единственное научно-исследовательское судно Академии наук – это «Профессор Водяницкий», которому уже более тридцати лет, оно большого водоизмещения, экипаж 30 человек. Судно - дорогостоящее в эксплуатации - 550 тысяч рублей в сутки. Это очень дорого, накладно, и технологии уже устарели. А мы делаем маленькое, удобное судно, которое можно использовать для исследований в прибрежной зоне, решать вопросы, связанные с экологией, загрязненностью воды, обеспечивать археологические экспедиции, биологические исследования. При этом судно будет управляться командой из 3-4 человек.

Мы оценили предложения ряда преподавателей, в частности, отмечу предложение Даниила Несина, он наш преподаватель и одновременно начальник сектора КБ «Коралл». Поняли, что построить самим - возможно.

Мы встретились с Алексеем Львовичем Рахмановым (Президент ОСК-прим.), он проект поддержал. Поддержал министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Викторович Ливанов и директор направления АСИ «Молодые профессионалы» Дмитрий Николаевич Песков.

- Сколько времени прошло от идеи до сегодняшнего финала студенческих проектов?

- Реально мы начали работать над этим проектом с января 2016 года.

- Поразительная скорость - в январе вы стали к этому приближаться, а в середине июня вы уже формируете КБ из студентов.

- За это время мы еще и отремонтировали лабораторный корпус, который, по сути, стал новым Центром морских исследований и технологий. Этот проект для нашего университета стал объединяющим, у нас работает не только Институт кораблестроения, и гуманитарии подключены, и экономисты помогают делать расчеты, экологи. В Институте радиоэлектроники и информационной безопасности организовалась группа. Они себя называют уже «Пионер-М-РТ». РТ – это радиотехника.

- То есть, бренд уже сам по себе начал жить и распространяться? Кстати, почему «Пионер-М»?

- «Пионер», потому что первый, первопроходец. «М» – во-первых, морской, во-вторых, молодежный.