Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся

В «Точке кипения» АСИ 4 августа прошла дискуссия, на которой участники обсуждали новую технологию в образовании - индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Что следует понимать под этим термином, как можно применять в российских школах и как добиться того, чтобы ИОТ стали сознательным выбором и действием ученика – круг вопросов, который определил содержание дискуссии.

Индивидуальные образовательные траектории, как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика - один из приоритетов EduNet. Технология только развивается, но уже есть реальный опыт ее применения, которым поделились участники дискуссии.

О личностно-ресурсном методе построения ИОТ рассказала президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель магистратуры «Тьюторство в образовании МРГУ» Татьяна Ковалева. Чтобы найти инструмент, который «провоцирует человека на создание своей индивидуальной образовательной программы», команда ассоциации сделала ставку на личностно-ресурсное картирование. Ученик вместе с тьютором составляют карту своего развития, которая учитывает три характеристики: пространственную топику (топику места), векторность и масштаб. «Масштаб определяет, что для ребенка важно или не важно; векторность – что он ставит на первое место. После этого возникают самые разные карты: традиций семьи (какая традиция главная или нет, что важно), река жизни, карта серьезных дел, мои интересы, мои школьные проблемы», - пояснила Татьяна Ковалева.

В качестве примера она привела карту семилетнего ребенка – море жизни и маленький залив обучения, и девочки-отличницы в последний год обучения в школе - одна прямая линия к поступлению в вуз (которую она назвала «дорога усилий»). 

Методика и технология работы с такими личностно-ресурсными картами делает их «мощным провокатором» выхода на индивидуальные образовательные программы.

Руководитель НПО «Игровое Образование» и лидер проекта «EduNet - Образование Будущего» Андрей Комиссаров рассказал, как технология ИОТ работает в частной школе «Юна» из подмосковной Дубны. По его словам, упор делается на построении образа будущего и движении к нему. Так при профессиональном самоопределении ИКТ принципиально меняет механизм выбора, предлагая путь профнавигации, вместо профориентации, когда ученикам дается «веер профессий», чтобы они попробовали все подряд и затем пошли учиться на юриста, «потому что папа юрист».

Андрей Комиссаров представил тест «Мотивалис», позволяющий определить движущие факторы в поведении ребенка в моменты его максимальной увлеченности, например во время игры, когда ему хорошо, и он не хочет отрываться. «С помощью теста мы определяем ключевые мотиваторы ребенка и включаем их в игровую образовательную деятельность как катализатор образования. Мы выделили 8 таких драйверов. Затем по другим тестам мы смотрим, близок ли ребенку тот предмет, которым он начинает с интересом заниматься». 

По каждому предмету мы строим дорожную карту, только не личностно-ресурсную, а предметную, - раскрыл суть методики Андрей Комиссаров.

Однако, он считает, что болевая точка образования - это кадры, и для распространения индивидуальных образовательных траекторий необходимо переформатирование педагогического состава и, возможно, изменение формата образования. «Сегодня мало быть просто хорошим педагогом, необходимо освоить множество дополнительных навыков, чтобы не просто передавать ученикам знания, а мотивировать подопечных на обучение и передавать им соответствующий инструментарий», - считает Андрей Комиссаров.

Справка

Проект «EduNet - Образование будущего» запущен на «Форсайт-флоте 2016». EduNet — саморегулирующееся сетевое пространство взаимодействия заказчиков, создателей и потребителей образования в идеологии life long learning. Проект реализуется силами энтузиастов в формате краудсорс-платформы. Один из приоритетов EduNet - внедрение индивидуальных образовательных траекторий - персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Передовые исследовательские проекты в сфере образования, такие, например, как Global Education Futures, отмечают массовое распространение индивидуальных образовательных траекторий во всем мире и значительное увеличение эффективности образовательного процесса там, где они применяются.