Страсти по беспилотникам

Как выбирают проекты для Национальной технологической инициативы

Как принимают решение о включении проектов в программу Национальной технологической инициативы (НТИ), на что обращают внимание эксперты и какие ошибки при составлении проекта снижают его шансы на успех — во всем этом попытался разобраться корреспондент Indicator.Ru, побывавший на обсуждении членами Экспертной группы «Аэронет» НТИ проектов, предложенных в рамках реализации «дорожной карты» до 2035 года. Два из трех представленных проектов, как и большая часть обсуждения, были связаны с разработкой беспилотных аппаратов для нужд сельского хозяйства.

Где и почем

Первый проект предложила компания «ДронСтрой». Его авторы планируют до середины 2018 года разработать комплекс, состоящий из дрона, системы управления и автомобиля, на который можно установить дополнительные зарядные комплекты. Заявленная стоимость всего цикла разработки — 170 млн рублей. Предполагается, что готовый комплекс обойдется покупателю примерно в 3 млн рублей.

Второй проект представил заместитель директора ФГБНУ ФНАЦ ВИМ Захид Годжаев. Его предложение включает разработку как самих беспилотников, так и программного обеспечения для них. Работы по проекту планируется завершить к концу 2019 года, они обойдутся в 800 млн рублей, из которых 240 млн авторы проекта рассчитывают привлечь из внебюджетных источников.

В том, что беспилотные аппараты в сельском хозяйстве необходимы, участники встречи не сомневались. По оценкам специалистов, в ближайшие десять лет 80% беспилотников будут так или иначе заняты в аграрном секторе. Отвечая на вопрос, почему его проект направлен именно на сельское хозяйство, один из докладчиков пошутил: «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда».

«Все общение через меня»

Презентации проектов и ответы на общие вопросы проходили спокойно, чего нельзя сказать об обсуждении технических моментов. Они вызвали немало споров. Вопросы касались как простых и понятных всем характеристик дронов (грузоподъемности, времени автономной работы, реалистичности проекта в целом), так и специфических для сельского хозяйства проблем, например того, как вихревой поток, образующийся от винтов беспилотника, может повредить растения под ним. Взгляды докладчиков и авторов вопросов — людей, которые нередко представляли разные отрасли, — на оптимальную конструкцию дрона расходились часто. Несмотря на усилия модератора встречи, споры то и дело грозили выйти из-под контроля. «Через меня, пожалуйста, все общение через меня», — призывал он особо активных участников дискуссий.

Отдельно участники встречи обсудили правовое регулирование работ с беспилотниками. Сейчас существуют законодательные ограничения на полеты роев (групп) беспилотников и на их автономные полеты (проводимые по заданной программе, а не под постоянным управлением человека). Разработку правовой базы, необходимой для развития отрасли, в своих проектах упоминали и докладчики.

Еще один вопрос — регулирование и координация движения дронов — потребует решения в ближайшем будущем, когда беспилотных аппаратов станет намного больше. Необходимо будет не только предотвращать столкновения между беспилотниками, но и согласовывать их передвижения с маршрутами авиации. Однако масштабы задачи и ее зависимость от большой авиации, подконтрольной государству, не позволят частным компаниям попытаться ее решить без инициативы и руководства со стороны государства.

Несмотря на то, что модератор обсуждения предпринимал все усилия, чтобы удержать выступавших в рамках отведенного времени, заседание вместо запланированных двух часов продлилось четыре с половиной. В итоге рассмотренные проекты были отправлены на доработку. Среди причин такого решения — несоответствие целей проекта и предполагаемых затрат времени и финансов, отсутствие проработанного бизнес-плана, нерешенность технических проблем. По наиболее острым вопросам были запланированы отдельные встречи.

Беспилотное будущее сельского хозяйства

О рынке применяемых в сельском хозяйстве беспилотников, его перспективах и участии государства после заседания рассказали заместитель генерального директора по научному развитию компании «Разумные решения» Вячеслав Абросимов и региональный представитель группы компаний «Геоскан» по направлению «Сельское хозяйство» Максим Васильев.

По словам представителя «Разумных решений», беспилотные аппараты могут очень широко применяться в сельском хозяйстве: «Легкие беспилотники можно использовать для мониторинга, а тяжелые аппараты могут вносить разнообразные химические удобрения, средства против вредителей, которые необходимы для реализации технологий точного земледелия». Кроме того, беспилотные аппараты можно применять, например, для доставки грузов, слежения за передвижением или поиска потерявшихся животных.

Как рассказал в интервью Indicator.Ru Вячеслав Абросимов, предложение на рынке услуг беспилотников сильно отстает от спроса на эти технологии. «Рынок колоссальный, но он еще не сформирован. Сейчас использование беспилотников просто эпизодическое. С нашей точки зрения уже в ближайшее время он будет расти очень быстрыми темпами». По оценке представителя «Геоскана», больше половины рынка беспилотников в будущем будет приходиться на сельское хозяйство. «Когда это будет, зависит от нашей работы, от наших возможностей».

Однако, отметил Абросимов, вероятность того, что беспилотники полностью заменят существующие технологии в тех сферах, где они применяются сейчас, очень мала. По его мнению, перспективным является сочетание беспилотных летательных аппаратов и наземных беспилотных систем. Михаил Васильев же считает, что полностью переход на беспилотники возможен, по крайней мере в сфере мониторинга; в области распыления удобрений и обработки растений — лишь частично. Для этого должно пройти около 10-15 лет.

Абросимов также отметил, что в разработках беспилотников должно быть заинтересовано государство: «Если мы будем на деле реализовывать концепцию точного земледелия, то без этого нам обойтись вряд ли удастся. Если государство не будет финансировать разработки, то, скорее всего, эти технологии все равно будут использоваться, но фрагментарно». Кроме того, на государство должна возлагаться задача создания регулирующих эту отрасль документов.

Частные компании пока присматриваются к разработкам в сфере беспилотных аппаратов, рассказал Васильев. Государство в этой сфере активно не участвует, хотя и объявляет гранты и программы поддержки.

Ожидается также, что разработки будут интересны крупным и средним агропромышленным предприятиям, в то время как для отдельных фермерских хозяйств они останутся слишком дорогими, и будут востребованы лишь отдельные сервисы.

Автор: Алёна Манузина