Корпоративному волонтерству нужна инфраструктура

Построение комфортной экосистемы для развития добровольческого движения - общая задача государства и бизнеса. К такому выводу пришли участники делового завтрака, организованного Агентством стратегических инициатив и ТАСС.

Участники дискуссии на тему "Корпоративное волонтерство и публичная власть" поделились накопленным опытом и обсудили проблемы, связанные с развитием добровольчества в России. Главными темами обсуждения стали разработка и результаты волонтерских программ, распространение программ корпоративного партнерства в регионах, сотрудничество государства и бизнеса в этой сфере.

Мероприятие проходило в рамках деятельности Агентства стратегических инициатив по развитию добровольческого движения в России - такая задача была поставлена президентом РФ в конце 2016 года. Организация разрабатывает модель отношений между разными участниками процесса, в которых корпоративное волонтерство может совершенствоваться, а также содействует распространению разнообразных программ этой направленности по всей стране.

Инфраструктура: государство или компании?

Эксперты сошлись во мнении, что для корпоративного волонтерства необходимо создавать инфраструктуру, чтобы сделать такую практику доступной не только для крупных корпораций, но и для небольших компаний, вовлечь в нее максимальное число предприятий.

Директор Центра корпоративной и социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова считает, что государство должно распространять в обществе идею, что добровольчество - это престижно, а также стать посредником между бизнесом и получателями помощи.

В свою очередь директор департамента коммуникационных и социальных проектов ОК "Русал" Рустам Закиев заявил, что компании сами могут создавать экосистему, которая поможет развивать не только волонтерство, но и другие виды деятельности. При этом компании способны намного быстрее государства развить инфраструктуру, так как у них "есть заинтересованность", накоплен опыт и знания о существующих международных методиках. "Наша задача - создать стандарты, чтобы компания, которая раньше никогда этим не занималась, могла запустить собственную программу", - отметил специалист.

По мнению директора департамента социальной политики ГМК "Норникель" Светланы Ивченко, основой инфраструктуры для волонтерства являются НКО, обладающие достаточным опытом для того, чтобы "свести" компании с благополучателями, проводить обучение добровольцев, учитывать особенности взаимодействия с людьми в сложной жизненной ситуации и помогать им справляться с психологическими нагрузками.

Программы в России

Участники дискуссии отметили, что корпоративное волонтерство и в России, и за рубежом становится все более квалифицированным. Бизнес и некоммерческий сектор успели накопить значительный опыт совершенствования социальной сферы, привлечения внебюджетных средств на проекты и вовлечения работников в добровольческие программы. Пионерами этой деятельности в современной России стали филиалы крупных международных компаний.

Однако практика корпоративного волонтерства охватывает все больше российских организаций. Как отметили участники дискуссии, эта тенденция слабее выражена среди малого и среднего бизнеса, а также в регионах. Именно там эксперты предлагают приложить основные усилия: корпоративное волонтерство должно эффективно решать социальные задачи по всей стране.

В ходе дискуссии эксперты обратили внимание на то, что некоторые регионы России еще не готовы к системному развитию корпоративного волонтерства, так как там не наработан соответствующий опыт, некому содействовать инициативам добровольцев и обучать их. В связи с этим был поднят вопрос о необходимости выпуска книги о лучших практиках корпоративного волонтерства. По мнению специалистов, сборник был бы очень востребован в регионах как справочник по программам и практическое пособие по их реализации.

В 2016 году вышло исследование Национального совета по корпоративному волонтерству, проведенное по инициативе компаний ОК "Русал", "Норникель" и Ям Ресторантс, "Корпоративное волонтерство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию". В ходе исследования были опрошены почти 1,5 тыс. добровольцев из 20 крупных компаний. В фокусе исследования оказались социально-демографический портрет, мотивация и ценностные установки самих волонтеров, а также условия, которые складываются в компаниях для развития данной формы помощи.

Материал предоставлен проектом "+1".