Построение комфортной экосистемы для развития добровольческого движения - общая задача государства и бизнеса. К такому выводу пришли участники делового завтрака, организованного Агентством стратегических инициатив и ТАСС.
Участники дискуссии на тему "Корпоративное волонтерство и публичная власть" поделились накопленным опытом и обсудили проблемы, связанные с развитием добровольчества в России. Главными темами обсуждения стали разработка и результаты волонтерских программ, распространение программ корпоративного партнерства в регионах, сотрудничество государства и бизнеса в этой сфере.
Мероприятие проходило в рамках деятельности Агентства стратегических инициатив по развитию добровольческого движения в России - такая задача была поставлена президентом РФ в конце 2016 года. Организация разрабатывает модель отношений между разными участниками процесса, в которых корпоративное волонтерство может совершенствоваться, а также содействует распространению разнообразных программ этой направленности по всей стране.
Эксперты сошлись во мнении, что для корпоративного волонтерства необходимо создавать инфраструктуру, чтобы сделать такую практику доступной не только для крупных корпораций, но и для небольших компаний, вовлечь в нее максимальное число предприятий.
Директор Центра корпоративной и социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова считает, что государство должно распространять в обществе идею, что добровольчество - это престижно, а также стать посредником между бизнесом и получателями помощи.
В свою очередь директор департамента коммуникационных и социальных проектов ОК "Русал" Рустам Закиев заявил, что компании сами могут создавать экосистему, которая поможет развивать не только волонтерство, но и другие виды деятельности. При этом компании способны намного быстрее государства развить инфраструктуру, так как у них "есть заинтересованность", накоплен опыт и знания о существующих международных методиках. "Наша задача - создать стандарты, чтобы компания, которая раньше никогда этим не занималась, могла запустить собственную программу", - отметил специалист.
По мнению директора департамента социальной политики ГМК "Норникель" Светланы Ивченко, основой инфраструктуры для волонтерства являются НКО, обладающие достаточным опытом для того, чтобы "свести" компании с благополучателями, проводить обучение добровольцев, учитывать особенности взаимодействия с людьми в сложной жизненной ситуации и помогать им справляться с психологическими нагрузками.
Участники дискуссии отметили, что корпоративное волонтерство и в России, и за рубежом становится все более квалифицированным. Бизнес и некоммерческий сектор успели накопить значительный опыт совершенствования социальной сферы, привлечения внебюджетных средств на проекты и вовлечения работников в добровольческие программы. Пионерами этой деятельности в современной России стали филиалы крупных международных компаний.
Однако практика корпоративного волонтерства охватывает все больше российских организаций. Как отметили участники дискуссии, эта тенденция слабее выражена среди малого и среднего бизнеса, а также в регионах. Именно там эксперты предлагают приложить основные усилия: корпоративное волонтерство должно эффективно решать социальные задачи по всей стране.
В ходе дискуссии эксперты обратили внимание на то, что некоторые регионы России еще не готовы к системному развитию корпоративного волонтерства, так как там не наработан соответствующий опыт, некому содействовать инициативам добровольцев и обучать их. В связи с этим был поднят вопрос о необходимости выпуска книги о лучших практиках корпоративного волонтерства. По мнению специалистов, сборник был бы очень востребован в регионах как справочник по программам и практическое пособие по их реализации.
В 2016 году вышло исследование Национального совета по корпоративному волонтерству, проведенное по инициативе компаний ОК "Русал", "Норникель" и Ям Ресторантс, "Корпоративное волонтерство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию". В ходе исследования были опрошены почти 1,5 тыс. добровольцев из 20 крупных компаний. В фокусе исследования оказались социально-демографический портрет, мотивация и ценностные установки самих волонтеров, а также условия, которые складываются в компаниях для развития данной формы помощи.
Материал предоставлен проектом "+1".