5 барьеров на пути иностранных инвесторов в РФ обозначили компании из Китая, Японии и Кореи

Несовершенство правовой и судебной систем, давление со стороны государственных институтов, регуляторные барьеры и экономические санкции вошли в топ-5 потенциальных рисков для иностранных инвесторов. Результаты опроса представителей бизнеса из Китая, Японии и Кореи об основных препятствиях на пути зарубежных компаний в РФ представил руководитель группы по Дальнему Востоку адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Вячеслав Югай на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2017). Презентация исследования состоялась 7 сентября на панельной дискуссии «Дальний Восток: взгляд инвестора».

«Мы перед этим форумом сделали очень большое турне по Азии – посетили 3 крупнейшие страны с точки зрения торговых партнеров России – это Япония (Токио), Китай (Пекин, Шанхай, Чэнду) и Корея (Сеул). Везде мы встречались с ведущими юридическими фирмами, инвестиционными банкирами, финансовыми консультантами. Опросили порядка 60 представителей. Эта цифра не репрезентативная, но, учитывая, что каждый из них представляет большой спектр бизнеса, результаты довольно интересные, но не ошеломляющие», - рассказал Вячеслав Югай.

Участников исследования просили назвать 5 наиболее серьезных препятствий и потенциальных рисков, с которыми они могут столкнуться в России.

«Все в качестве первого [риска] называли недоверие к российской судебной системе. И здесь речь идет даже не о таких глобальных вещах, как коррупция, а о более тривиальных - это отсутствие у наших судей компетенций», - сообщил организатор опроса.

Второй фактор, которого опасаются азиатские инвесторы, связан с возможностью использования государственных институтов с целью создания давления.

«Любой бизнесмен в России знает такие цифры – 159, 160, 165 – мошенничество, присвоение и растрата, причинение имущественного вреда путем обмана и злоупотребления доверием. Это влечет за собой заключение под стражу бенефициаров и собственников бизнеса, подобные дела расследуются долго, и за это время от бизнеса останутся одни руины. Зачастую даже самый сильный морально человек в течение пребывания в тюрьме даст любые показания. Иностранных инвесторов перспектива уголовного расследования тревожит наиболее всего», - пояснил Вячеслав Югай.

На третьем месте в рейтинге «антипопулярности» России - регуляторные барьеры, в частности - инвестиционный контроль.

«Многие слышали о таком законе, как 57-ФЗ - закон о стратегах, как мы его называем. Суть его в том, что иностранный инвестор, когда покупает существенную долю в российских хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение (это наиболее важные для российской экономики предприятия, особенно важные для Дальнего Востока), должен получить согласование правительственной комиссии. И все бы ничего, процедура давно существует, она отлажена, однако в этом законе есть такое положение, что компании, которые контролируются государством, в принципе не могут приобретать долю в этих [российских] компаниях», - сказал Вячеслав Югай.

По его словам, основные китайские инвесторы, которые способны существенно вложиться в Дальний Восток, входят в рейтинг 50 крупнейших организаций с государственным участием. По российскому законодательству им запрещено приобретать долю в стратегических компаниях РФ, даже при наличии согласования с правительственной комиссией.

«Этим компаниям нужно пролоббировать каким-то образом заключение межправительственного соглашения. Необходимо сначала согласовать в правительстве этот документ, его утвердить, ратифицировать, то есть принять федеральный закон, и, наверное, пройдет несколько месяцев, прежде чем это будет сделано. В Китае мне говорили, что для привлечения инвестиций можно было бы внести изменения в этот закон [57-ФЗ] и позволить точно так же китайским компаниям получать согласование нашей правительственной комиссии, чтобы отсечь негативные моменты», - озвучил предложение азиатских инвесторов Вячеслав Югай.

Несмотря на то, что Япония, Корея и Китай не принимали против России экономических санкций, некоторые крупные компании из этих стран имеют «листинг» на западных биржах. И это, по словам юристов и инвестиционных банкиров, становится существенным препятствием для финансовых вложений в Россию.

«Они имеют в своей группе западные компании, головные компании инкорпорированы, например, в США - в Делавэр. Если у этих компаний есть высокооплачиваемые успешные менеджеры, даже выходцы из этих стран, у них есть дети, которые учатся в Америке, грин-карты и гражданство. Соответственно, для них это вопрос личного благополучия, соблюдения либо не соблюдения этих санкций, - пояснил Вячеслав Югай и тут же предложил выход из ситуации. - Нам просто нужно изначально правильно структурировать такие сделки, чтобы этим людям было комфортно заходить на нашу территорию».

Пятый барьер - недостаточно развитая правовая система. Участники опроса отметили, что по итогам проведенной в РФ реформы гражданского законодательства некоторые инициативы не нашли отражения и дальнейшего развития в нормативных актах, что создает определенные сложности в правоприменении.

«На форуме очень много прозвучало предложений, в том числе от первого заместителя председателя правительства, что можно было бы на Дальнем Востоке создать отдельную зону, в которой будет специальное регулирование. Это достаточно смелая идея. С другой стороны, прецеденты такие есть, далеко ходить не надо. В Китае не просто территория с отдельным регулированием,  там действуют две правовые системы - это англосаксонская система в Гонконге и система континентального права в основной части Китая», - отметил Вячеслав Югай.