Артём Аветисян представил пользователям соцсетей интернет-портал для мониторинга дорожных карт «Инвестклимат.РФ»

Сегодня на нашем сайте состоялась онлайн-конференция с участием Артёма Аветисяна. Вопрос директору направления «Новый бизнес» АСИ и председателю «Клуба лидеров» мог задать любой пользователь twitter, Facebook, ВКонтакте и других популярных социальных сетей. 

Независимым модератором откликов из блогосферы стала ведущая конференции - тележурналист Ксения Присекина

Часть вопросов Артёму Аветисяну поступила заранее, часть – в ходе видеотрансляции, которую в режиме реального времени можно было увидеть на нашем сайте

Основные темы дискуссии: организация мониторинга дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) и запуск портала для общественной экспертизы реализации мероприятий дорожных карт - Инвестклимат.РФ

Это вторая подобная конференция в истории Агентства, первая состоялась 31 января 2013 года, тогда на вопросы отвечал генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

Онлайн-конференция Артёма Аветисяна:


Ксения Присекина: <…> Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации включает в себя предложенные предпринимателями проекты, направленные на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса. 

Но для предпринимателей главное не документы, а реальные изменения – каким образом они происходят, и происходят ли вообще. 

Для этого необходим регулярный мониторинг, им занимаются сами предприниматели во главе с руководителем направления «Новый бизнес» АСИ, председателя Клуба лидеров Артемом Аветисяном. Артём Давидович – Вам слово. 

Артём Аветисян: В 2012 году на площадке Агентства стратегических инициатив были разработаны дорожные карты по 11 направлениям. В выработке и обсуждении предложений в карты участвовало более 800 представителей бизнеса, экспертного сообщества, федеральных органов власти. Впервые в России в решении ключевых проблем бизнес-сообщества была использована технология краудсорсинга. В проекте приняли участие более 100 000 человек, предложивших значительную часть мероприятий в дорожные карты. В течение года Агентство подготовило 11 дорожных карт, 9 из них были одобрены Наблюдательным советом Агентства, 7 утверждены Правительством РФ. 

Утвержденные карты: 

В апреле мы запускаем интернет-портал «Инвестклимат.РФ», который обеспечит публичный доступ к результатам мониторинга и обсуждения процесса внедрения утвержденных правительством «дорожных карт» НПИ. 

Ксения Присекина: А теперь мы перейдем к вопросам, которые поступали все последние дни. Первый вопрос, который возникает у многих: В работе связанной с «дорожными картами» принимают участие и предприниматели и чиновники, но насколько голос предпринимателей слышат при разработке соответствующих карт?

Артем Аветисян и Ксения Присекина

Артём Аветисян: Голос предпринимателей не просто слышат, наш проект называется национальная предпринимательская инициатива, и уникальность этого проекта является в том, что разработчиками карт являются сами предприниматели.

Для этих целей на площадке Агентства созданы специальные рабочие группы, состоящие из числа предпринимателей, представителей общественных объединений предпринимателей, экспертов. После того, как карта подготовлена, она проходит процедуры согласования с профильными ведомствами и на этом этапе она может быть скорректирована. 

У нас были примеры, когда внесенные в Правительство дорожные карты отличались от подготовленных проектов. Но в феврале этого года в Красноярске на встрече Клуба лидеров с Дмитрием Медведевым мы поднимали этот вопрос. И Председатель Правительства нас услышал и дал поручение до внесения дорожных карт в Правительство согласовывать их с Агентством стратегических инициатив. 

Кроме того, по итогам Сочинского форма федеральным органам исполнительной власти дано поручение при подготовке проектов нормативных актов в рамках реализации Национальной предпринимательской инициативы обеспечивать участие в этой работе представителей Агентства стратегических инициатив. Таким образом, голос предпринимателей не просто слышат, у нас есть нормативно закрепленные возможности влиять на принятие решений по подготовке и реализации дорожных карт НПИ. 

Ксения Присекина: Спасибо за ответ, надеюсь, авторы остались довольны. В любом случае есть еще время, что-то уточнить или дополнить... К нам пришло много вопросов по работе с таможней, и это ожидаемо, так как дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» была одной из первых, и она до сих пор вызывает большой отклик. 

Пользователь с ником Anwald Jol спрашивает: А не профанация ли все эти проверки? О них знают, и к ним готовятся, в то время как на других постах той же таможни все остается на прежнем месте. Так же он интересуется был ли у вас опыт проверок в «частном порядке», самостоятельно и без предупреждения таможенников – приходилось и проходить таможню? 

Артём Аветисян: Конечно не профанация. Во время наших поездок мы проходили все процедуры вместе с реальными водителями, которые в это время пересекали границу. Более того на таможенном посту мы общаемся не только с представителями ФТС России, но с перевозчиками лично, не в присутствии таможенных органов. 

Напомню, что пункты пропуска это - режимные объекты и просто так зайти, туда не получится. Более того, помимо проверок мы проводим опросы участников внешнеэкономической деятельности, собираем рабочие группы на площадке Агентства и только после это формируем выводы о степени реализации того или иного мероприятия. 

Ксения Присекина: Евгений Горшков из Москвы: Когда же, наконец, сократят количество сведений в транзитной декларации, которые нужны для прохождения таможни честному предпринимателю?

Ксения Присекина 

Артём Аветисян: На сегодняшний день Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено указание в транзитной декларации лишь 12 сведений. Но представители бизнеса считают, что на практике их больше, и данный вопрос является подтверждением такого мнения. На последнем заседании рабочей группы у нас как раз была дискуссия между бизнесом и представителями ФТС по данному вопросу. Чтобы разобраться в этой проблеме членами рабочей группы Агентства в настоящее время формируется таблица соответствия требуемых сведений, т.е. сколько требуется формально (согласно нормативно-правовому акту) и сколько требуется сведений по факту. После чего данный вопрос будет рассмотрен с участием ФТС России. 

Ксения Присекина: На каком этапе карты связанные с ускорением получения документов на землю и подключение электричества? Как сильно, с Вашей точки зрения, ускорение этих процессов повлияет на развитие бизнеса в России? 


Вопрос подключения к электросетям действительно сегодня стоит очень остро. Проведенный Всемирным банком Опрос предприятий в 109 странах (World Bank Enterprise Surveys) показал, что менеджеры относят отсутствие электроснабжения к одному из наиболее главных препятствий для их бизнеса. В соответствии с рейтингом Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Российская Федерация занимает 184 место из 185 стран. 

Реализация дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» призвана облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России. Предлагается сделать процедуру подключения к энергосети более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной.


Реализация дорожной карты должна существенно уменьшить количество этапов присоединения (с 10 до 5), сократить время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети (с 281 до 40 дней), а также снизить затраты на получение доступа к энергосети (с 1852 (более 183 тыс. долларов США) до 25 процентов от внутреннего валового продукта на душу населения) к 2018 году. 

Например, в Германии, которая находится на втором месте по указанному показателю рейтинга «Ведение бизнеса», для того, чтобы на постоянной основе подключиться к системе электроснабжения необходимо пройти 3 процедуры, что занимает в среднем 17 дней и стоит 48,3 процента от дохода на душу населения в стране (около 21 тыс. долларов США).


Ксения Присекина: Как вы оцениваете успешность «Улучшения предпринимательского климата в сфере строительства»? 

Артём Аветисян: Нужно сказать, что эта дорожная карта вызывала много дискуссий, но работа экспертов была оценена по заслугам… В дорожной карте всего 26 мероприятий, включая этапы выполнения отдельных мероприятий (21 пункт). В августе 2012 г. – марте 2013 г. предусмотрено выполнение 22 мероприятия. 


По состоянию на 15 апреля: Выполнено 2 пункта (пункты 10, 20). Оба пункта лишь косвенно влияют на улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. Пункт 10 касается внесения изменений в региональные программы развития жилищного правительства, в них теперь должны включаться адресные перечни земельных участков для жилищного строительства. 

Подготовлен комплекс мер по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. В этой связи в настоящее время подготовлена доработанная версия дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». 

Всего в проекте новой карты 33 мероприятия (25 пунктов), в т.ч.: 
  • изменено название дорожной карты «Совершенствование правового регулирования в градостроительной деятельности»; 
  • изменено количество мероприятий и их формулировок; 
  • сокращено количество разделов дорожной карты с 5 до 3 (Обеспечение градостроительной подготовки земельных участков в целях стимулирования строительства, Совершенствование регуляторной среды, Совершенствование контрольно-надзорных функций);
  • произведена корректировка сроков реализации мероприятий дорожной карты;
  • произведена корректировка перечня «Ответственных исполнителей» по мероприятиям;
  • из новой редакции дорожной карты были исключены уже выполненные пункты;
  • произведена корректировка дорожной карты в части «ожидаемый результат. 

Проект новой карты мы будем обсуждать 24 апреля на круглом столе, организованном АСИ совместно с деловой газетой «Ведомости» и Клубом лидеров. 

Ксения Присекина: На сайт поступает масса вопросов о новом портале, пользователь с ником Боровский, спрашивает: Для чего создается портал по инвестклимату - я так и не понял, расскажите простыми словами. К примеру - я как инвестор смогу понять, зайдя на этот портал в каком регионе мне будет проще пустить деньги в работу, или это некий сайт на котором можно оставлять свои жалобы на местных чиновников? 

Артём Аветисян: Основная задача портала, как я уже говорил, обеспечить публичный доступ к результатам мониторинга и обсуждения процесса внедрения утвержденных правительством «дорожных карт» НПИ. Дорожные карты написаны, федеральные органы исполнительной реализации их реализуют. 

И нам важно понимать, правильно ли чиновники понимают то, что хотел бизнес, в том ли направлении они движутся и как осуществляется применения принятых законов на практике. А для этого нам необходимо получать обратную связь от бизнеса, чувствуют ли предприниматели изменения, не ухудшили новые нормы условия ведения бизнеса. Для этих целей мы создали «Инвестклимат.РФ» 

Ксения Присекина: Олег Бердник спрашивает: Предусматривает ли портал , рассмотрение конкретных злоупотреблений исполнения процесса дорожных карт, если да то каким образом участник будет защищен от последствий в случае опубликования такой информации на портале? Не требуется ли специальная система анонимных сообщений, о злоупотреблениях прохождения процесса дорожных карт, что позволит привлечь независимых участников процесса? 

Артем Аветисян

Артём Аветисян: Сама идея портала - обеспечить контроль и мониторинг реализации дорожных карт, в том числе выявлять злоупотребления исполнения процесса. Нам важно выявлять, конечно, прежде всего, системные проблемы, влияющие на отрасль в целом, но без рассмотрения частных нельзя выявить общий тренд. Что касается системы анонимных сообщений, то идея интересная, думаю ее можно проработать. <…>

Ксения Присекина: Спасибо, теперь перейдем к целому ряду вопросов, которые затрагивают мониторинг. Кирилл Круглов пишет: Существует ли реально разработанный план (график) работы по мониторингу дорожных карт? То есть какие основные этапы мониторинга планируются, какие будут применяться методы и механизмы мониторинга? 

Артём Аветисян: Дорожная карта, по своей сути, уже является планом работы, в котором указаны мероприятия, сроки, ответственные исполнители, ожидаемый результат. Соответственно, и работа по мониторингу строится в соответствии с данным планом. Порядок работы по мониторингу, который осуществляет Агентство с представителями общественных объединений предпринимателей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2012 года №1613-р. 

ФОИВ ежемесячно и ежеквартально представляют в Минэкономразвития России отчёт о реализации мероприятий дорожных карт, срок исполнения которых истёк в отчётном месяце. В отчёте приводится оценка степени достижения ожидаемых результатов мероприятий планов и прилагаются копии принятых нормативных правовых актов, проектов разрабатываемых нормативных правовых актов и иных документов, влияющих на практику правоприменения. 

Минэкономразвития обобщает представленную информацию и направляет ее в Агентство. Агентство, в свою очередь, в месячный срок с момента получения материалов будет осуществлять рассмотрение и анализ представленной информации на основе публичного обсуждения. После проведения публичных обсуждений отчет направляется в Минэкономразвития России для его дальнейшего представления в Правительство Российской Федерации. 

Что касается этапов и механизмов, то по каждому мероприятию, по нашему мнению, должно проводиться не менее двух этапов мониторинга. Первый - это оценка нормативных правовых актов подготовленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Этот этап мы считаем важным, поскольку еще на стадии проекта документа можно выявить и снять риски не достижения ожидаемого результата. 

Для первого этапа мониторинга, основными инструментами являются рабочая группа АСИ по мониторингу, которая состоит из расширенного состава соответствующей рабочей группы, которая разрабатывала дорожную карту, представителей общественных объединений предпринимателей, отраслевых ассоциаций, экспертов и портал «Инвестклимат.РФ». 

На втором этапе проводится уже оценка практики правовприменения того или иного документа после вступления его в силу. Данный вид мониторинга будет осуществляется по истечение в среднем 3-6 месяцев от момента вступления силу нормативных правовых актов подготовленных во исполнение дорожной карты. 

Тут нам важно получать мнение предпринимателей которые на собственном опыте ощутили эффект от реализации утвержденных документов, либо столкнулись с новыми проблемами. 

Чтобы получать обратную связь от предпринимателей мы запускаем специальный портал «Инвестклимат.РФ». 

Ксения Присекина: Sergey Petrov пишет, что он участник 6-ти краудсорсинговых проектов в рамках НПИ, и спрашивает: Учитывая, что проект по мониторингу реализации «дорожных карт» планируется на довольно длительный период, не было бы целесообразным предусмотреть в его «недрах» разработку на раней стадии более эффективного механизма мониторинга, не ограничивая его только «прохождением опросов и оставления своих мнений предпринимателями и экспертами», как было анонсировано в первый день проекта? И не было бы целесообразным разработать более действенные механизмы удержания аудитории на всём протяжении проекта по мониторингу «дорожных карт», чем простое «приглашение к новым задачам» для участников? 

Артём АветисянНеобходимо сразу отметить, что работа по разработке карт и по их мониторингу имеет отличия, хотя и там и там применяется технология краудсорсинга. Если при разработке карт важно было собрать идеи и предложения, обсудить их, выбрать лучшие и предложить для включения в дорожную карту. При проведении мониторинга нам важно понимать как реально на практике работают те или иные законы и реализуются принятые решения. 

Площадка «Инвестклимат.РФ» создана, в первую очередь, для получения от предпринимателей обратной связи о ходе реализации мероприятий дорожных карт. Это её самое главное назначение. На наш взгляд, текущий механизм общественного мониторинга не нужно усложнять. Не забывайте, что главное – именно мониторинг, а не создание сложных форм интеллектуальной деятельности для участников площадки. 

Мы приглашаем к мониторингу предпринимателей и экспертов и рассчитываем на то, что участие в мониторинге - в их собственных интересах. Вместе с тем, мы приветствуем идеи направленные совершенствование процесса мониторинга и подумаем, может нам сделать на портале отдельный раздел для сбора и обсуждения таких предложений. 

Ксения Присекина: А.Широхий спрашивает: Что реально делается по карте связанной с доступом к госкомпаниям малых и средних частных фирм, ведь сейчас большую часть этого пирога отхватывает крупный бизнес, которому и так есть на чем делать деньги? 

Артём Аветисян: Проект дорожной карты «Расширение доступа субъектов среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» в настоящее время внесен в Правительство Российской Федерации. Соответственно, мониторинг ее реализации начнется после ее утверждения. 

Ксения Присекина: Catherine Timpanova спрашивает: Хотелось бы узнать, как продвигается разрешение на использования новых частот связи? Ведь запреты сильно тормозят внедрение новых технологий в этой области! Спасибо! 

Артём Аветисян: В Дорожную карту «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (разделе отраслевых мер «Рынок услуг связи») включен пункт о внесении изменений в план использования полос радиочастот в рамках развития перспективных радиотехнологий в Российской Федерации в части исключения указаний на конкретные полосы радиочастот для перспективных радиотехнологий, а также минимально допустимый ширины полос радиочастот. Подготовленный в этой связи проект распоряжения Правительства Российской Федерации по внесению изменений находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. 

Ксения Присекина: Артем Давидовч, Вы возглавляете направление «Новый бизнес», и у нас есть несколько вопросов на эту тему: В прошлом году на красноярском экономическом форуме Владимир Путин посетил площадку АСИ и отметил несколько проектов, в том числе «Безопасный газ», расскажите, что реально было сделано с тех пор? 

Артём Аветисян: По своей сути, проект очень интересный и заключается в создании альтернативной системы газоснабжения населения и промышленных объектов в местах, где транспортировка газа по трубопроводу экономически нецелесообразна, на базе организации технологичного производства систем хранения и транспортировки газа. 

Реализация Проекта приведет к повышению безопасности использования газовых баллонов за счет применения композитных материалов. По данному проекту Агентством оказывается поддержка инициатору проекта – ООО «Ругазко» в содействие в создании нового ГОСТа. В марте 2012 г. была создана рабочая группа по подготовке государственного стандарта на полимерно-композитные газовые баллоны. 

В январе 2013 г. получена 1-я редакция проекта нового ГОСТа, который будет утвержден в июне 2013 г. Новый ГОСТа позволит инициатору и другим производителям подобной продукции расширить рынки сбыта и донести свою продукцию до массового потребителя, обеспечивая необходимые требования к продукции. 

В ближайшие несколько недель в Нижнем Новгороде будет запущен завод по производству газовых баллонов низкого давления (к началу 2014 г. планируется запустить производство баллонов высокого давления). 

Ксения Присекина: А есть ли еще интересные, с Вашей точки зрения проекты? 

Артём Аветисян: Безусловно. Например, проект по созданию производства энергоэффективных неизолированных проводов нового поколения в г. Угличе Ярославской области (Z-провода); Проект «Создание высокотехнологичного комплекса по выпуску базальтопластиковых композитов». Суть Проекта заключается в создании комплекса производств по выпуску базальтового непрерывного волокна до 2 260 тонн/год и наноструктурированных базальтопластиковых материалов на его основе (арматуры – 2 600 тонн/год, бетонных конструкций и изделий – до 32 тыс. куб. м) для северных регионов России; (Производственная площадка – Якутия, г. Покровск.) и другие… 

Ксения Присекина: На одном из Наблюдательных советов поднимался вопрос о софинансировании проектов, что это за фонд и каким образом он будет действовать? 

Артём Аветисян: Прежде всего, хочу сказать о предыстории создания фонда. По результатам проведенного анализа, более 80% обращений предпринимателей в Агентство (в рамках направления «Новый бизнес») связано с получением финансовой поддержки проектов, поскольку существенным фактором, препятствующим развитию среднего бизнеса, являются сложности с получением кредитных ресурсов. 

Необходимо отметить, что существенная доля проектов, попадает под понятие «инновационный проект» и охватывает такие сферы как: инфраструктура, строительство, энергетика, фармацевтика, телекоммуникации, производственная деятельность, сельское хозяйство и др. 

Именно в этих секторах экономики сосредоточено большинство бизнес проектов, не получающих необходимого финансирования. В этой связи, для привлечения в проекты кредитных ресурсов Агентство предложило развивать такой механизм поддержки, как долевое участие в проектах. 

Наша инициатива была поддержана Владимиром Владимировичем [Путиным], и в качестве действующего фонда, на основе которого будет создан фонд поддержки предпринимателей, был выбран ЗПИФ прямых инвестиций МИР, находящийся под управлением УК ОАО «МИР», которая в свою очередь будет передана Агентству. 

В настоящее время ведется работа по подготовке передачи этого фонда, осуществляются необходимые финансовые и юридические процедуры. После завершения всех формальностей, мы сформируем абсолютно прозрачные и понятные правила, которые позволят оказывать поддержку действительно инновационным, уникальным проектам в различных отраслях экономики. 

Ксения Присекина: Вас можно назвать успешным человеком, скажите, в чем, на Ваш взгляд секрет успешности? 

Артём Аветисян: Чтобы добиваться успеха, нужно очень этого хотеть, но и не бояться, если, вдруг, этого не произойдет <…>