Победителями первого «Кубка Голдберга» стали студенты из Башкирии Радион Валиев и Алексей Егоров

Фото: Михаил Евстратов

Победителями первого «Кубка Голдберга», прошедшего 20 октября в Сочи в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, стали студенты Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы (Уфа) Радион Валиев и Алексей Егоров из команды BSPU_team.

Они построили машину Голдберга на тему старых 8-битных компьютерных игр: Super Mario, Donkey Kong и Pac-Man.

«Жюри удивил четкий и аккуратный инженерный подход команды к задаче. В машине ребят была интрига – в какой-то момент после запуска кажется, что ничего не происходит и машина сломалась. Но затем срабатывает пушка, катится шарик – и действие продолжается», - пояснил редакции сайта АСИ руководитель лидерского проекта Агентства стратегических инициатив «Кубок Голдберга», генеральный директор ООО «Лекториум» Яков Сомов.

Алексей учится в университете на инженера-технолога по направлению «Электроника и наноэлектроника». Радион – в магистратуре БГПУ на физика-астронома. «Я уже определился со своей будущей профессией, - рассказал Родион. - Моя первая специальность – математика и информатика, и я занимаюсь разработкой мобильных приложений для урока астрономии в школе с использованием технологии виртуальной реальности. Астрономия входит в школьный курс физики, и я хочу помочь школьникам освоить предмет. Но из «Атласа будущих профессий» я выбрал себе специальность разработчик образовательных траекторий – надеюсь, когда-нибудь ей станут учить в вузах».

нэл.jpg

Второе место заняла сборная команда из Пензы - НЭЛ, которую представили Юна Тимирбаева, Владислав Рябиков и Лилия Барашкина из Пензенского государственного университета и Багир Барадаран и Егор Чушкин из Военной академии МТО им. Хрулева. Они создали машину, которая показала, как дети в современном мире могут учиться и познавать законы физики с помощью смартфона.

«Каждый шаг их машины означает какое-либо физическое явление, - уточнил Яков Сомов. – Например, на первом шаге идет звонок на телефон, он вибрирует и скатывается по наклонной, запуская колыбель Ньютона. Колыбель, в свою очередь, запускает всю машину. Ребята продемонстрировали инженерный подход, соединив все детали в единую работающую конструкцию».

По словам Владислава Рябикова, все участники команды работают тьюторам в пензенском Кванториуме, и все детали для своей машины Голдберга они изготовили на базе детского технопарка. «Это наглядная демонстрация того, с какими технологиями сегодня могут работать дети. Это лазерная резка, 3D-печать, - сказал редакции сайта АСИ Владислав Рябиков. – Все механизмы сначала обрисовывались на компьютере, дорабатывались, затем печатались на принтере и резались».

Юна Тимирбаева учится на биохимика-технолога. «Все профессии, в том числе инженерные, даже те, которых еще не существует, требуют определенные базовые навыки, другими словами, ты должен уметь практически все. И конкурс, я считаю, способствует этому, - сказала Юна. – Из «Атласа будущих профессий» я уже выбрала для себя специальность – нанотехнологический биогенетик. Этой профессии еще нет, но там написано, что это специалист, который на основе генетических тестов сможет узнать и рассказать человеку обо всех его заболеваниях, о его развитии. И мне обидно, что в России сегодня практически нет университетов, которые готовили бы таких специалистов. Я хотела бы выиграть грант и уехать на стажировку или обучение за границу, но потом обязательно вернуться в Россию».

Занявшие третье место Даниил Капицин, Денис Андреев и Дарья Карпова в составе команды Mad_buG из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого сделали ставку на свое название – результатом запущенной цепочки действий стала подсветка забавного жука, символа команды.

Яков Сомов считает, что, хотя соревнования шуточные, они требуют серьезного инженерного подхода к проекту. «Машина Голдберга – это внимание к деталям. Если вы увлекаетесь формой, а не содержанием, конструкция этого не прощает. При этом сами соревнования – это нестандартное сочетание инженерных компетенций. С одной стороны, ты должен построить сложную конструкцию, а с другой – сделать ее интересной, с сюжетом, да еще чтобы она была перезаряжаемая, то есть запускалась много раз», - пояснил он.

Также Яков Сомов рассказал, что машина Голдберга требует наличия в команде гуманитария, то есть человека, ответственного за прекрасное. «Обычные инженерные соревнования этого не требуют, там необходимо выполнить задачу из стандартных компонентов. А у нас так устроено, что, если в команде нет человека, ответственного за прекрасное, ты можешь сделать хорошую инженерную конструкцию, но она будет неинтересна. В рамках Кубка Голдберга необходимо, чтобы условные технари и условные гуманитарии могли работать сообща в команде и находить общий язык», - добавил он.

Всего в финале «Кубка Голдберга» приняли участие 10 команд. BSPU_team получит приз в размере 50 тыс. руб. и в следующем году поедет на международный форум Fab14 (Тулуза, Франция). НЭЛ и Mad Bug получат 30 тыс. и 20 тыс. руб. соответственно.

Организаторами соревнований выступила «Лига Голдберга», при поддержке АСИ. Генеральным партнером стала РВК.