Надежда Шимова, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает привлекать студентов для создания реальной высокотехнологичной продукции в формате производственной игры «Фабрика». Она должна представлять собой полный цикл производства. В результате малые предприятия будут оснащены необходимыми мощностями для увеличения числа выпускаемой критичной для государства продукции, а студенты получат необходимые навыки и понимание перспектив трудоустройства. Пилотный проект «Фабрики» по производству дронов планируется запустить в Уральском политехническом колледже в Екатеринбурге. В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» Надежда рассказала о том, как появилась идея создания учебно-производственной кооперации, как всё юридически оформить и как сами студенты относятся к этой идее.
Для эффективного обучения крайне важно, чтобы студенты в техникумах не просто занимались учебными проектами, а создавали реальные рабочие продукты.
Представьте: студенты-инженеры изготавливают сотню высокотехнологичных беспилотных летательных аппаратов, превосходящих по характеристикам китайские аналоги, которые можно потом продавать на рынке или поставлять разным ведомствам. Довольны все: студенты развивают свои компетенции, а предприятия могут быстро масштабировать свою деятельность и привлекать молодые таланты.
— Я так понимаю, в этом году будет пилотный запуск.
— Да. Сейчас лето, преподаватели и студенты на каникулах, но с сентября начнётся активная работа по пилотному проекту учебно-производственной кооперации. Цель амбициозная: изготовить не менее 100 дронов за последний квартал года. Это трёхкратный скачок в производительности, сейчас мы в компании производим 30 дронов за квартал.
Тренд на практико-ориентированное и проектное обучение в системе образования давно существует и активно развивается. Например, в Уральском федеральном университете студенты за время учебного года должны в группах или индивидуально сделать проект, предложенный работодателем. Мы так сотрудничаем, например, с УрФУ: студенты для нас выполняют много проектов в сфере IT. Однако, когда речь идёт о производственном процессе — работе со станками, деталями и реальным выпуском продукции — такие примеры встречаются редко. Есть единичные случаи кооперации с техникумами, где организованы, скажем, мини-пекарни или производства мягкой мебели. Но это не высокотехнологичная продукция. В то же время, на мой взгляд, именно высокотехнологичные проекты в образовательных учреждениях весьма перспективны.
— Как сами студенты относятся к вашей идее?
— С интересом, но с опаской. Они сомневаются в себе и боятся не оправдать ожидания, особенно если речь идёт о сложных и высокотехнологичных задачах. Да что там говорить, даже их преподаватели иногда сомневаются.
По теме вспоминается анекдот: «Преподавателей-инженеров пригласили полетать на самолете, который построили их студенты. Все, кроме одного, рванули к выходу в панике. Оставшегося, спокойно сидящего на своем месте, спросили: «Почему вы остались?» Он ответил: «Я полностью уверен в своих студентах. Не волнуйтесь, он даже не взлетит».
Однако, как показывает практика, когда студенту задача ставится правильно, а процесс организован со знанием дела, он начинает чувствовать себя увереннее. Ведь успешное выполнение сложной задачи меняет его отношение не только к учёбе, но и к будущей профессиональной жизни. Это создаёт новый тип мотивации — студент начинает видеть себя не просто как учащегося, но как специалиста, способного выполнять важные задания на уровне опытных мастеров.
Понятно, что такой тип обучения не для каждого студента. Но для тех, кому это подходит, такой опыт может стать переломным моментом в их карьере. Они понимают, что могут работать в высокотехнологичных проектах над интересными задачами с классной командой, а не только на традиционных производствах. Некоторые отказываются от идеи поиска работы за границей, понимая, что могут быть полезными в России.
— Как юридически оформить такую учебно-производственную кооперацию?
— Есть несколько путей. Самый простой — заключение соглашения между техникумом и производственным предприятием о неких учебно-производственных мероприятиях. В рамках него студенты во время каникул несколько недель работают на заводе. Под руководством мастеров производственного предприятия они проходят все процессы создания готовой продукции.
Второй вариант — более глубокая интеграция, когда образовательное учреждение включает блок работы на производстве в свои учебные программы. Этот путь требует серьёзной проработки нормативных документов и учебных планов, но результаты могут быть эффективнее в долгосрочном плане.
Третья форма — когда колледж просто передаёт оборудование в аренду производственному предприятию, а студентов отправляет на практику на это же производство. В этом случае образовательное учреждение не участвует непосредственно в процессе, но студенты всё равно приобретают практические навыки.
— Почему вы так горите этой идеей?
— Я сама попробовала делать роботов ещё будучи студенткой и узнала насколько это офигенно.
Кроме того, в компании я возглавляю организационный департамент и отвечаю за построение разных процессов. Моя задача — делать так, чтобы процессы были эффективными. Часто идеи для этого приходят внезапно. Мы про учебно-производственную кооперацию давно думали, но толчок дал именно форум «Сильные идеи для нового времени».
Не меньшую роль сыграл ПМЭФ: с помощью модераторов и экспертов АСИ мы идею детально проработали и обсудили разные варианты реализации. Уже после этого, вернувшись в Екатеринбург и проконсультировавшись с министерством образования и другими инстанциями, начали претворять её в жизнь.
Финал форума АСИ тоже очень помог — мы на разных питч-сессиях презентовали идею «Фабрики», в том числе, готовились к выступлению перед президентом, что помогло нам её ещё лучше продумать. Мне невероятно нравится, когда я чувствую, что моя идея не просто важна для компании, но она как бы живая, я вижу, как она движется к реализации... Это даёт силы.
— Наверняка за десять лет работы над дронами накопилась куча баек...
— Конечно, каждая вторая история такая.
Нашей первой большой выставкой был «Иннопром» в Свердловской области. Мы все готовились представить наш проект перед губернатором области. Коллега из моей команды специально подготовился к этому выступлению. Я тогда была просто студенткой.
Представьте: весь стенд освещен, куча репортёров с камерами, приходит губернатор — и в этот момент мой коллега куда-то исчезает. Я оказалась одна на стенде, в центре всеобщего внимания, включая внимание губернатора.
Стою, короче, как дура, передо мной губернатор, а я ничего не могу сказать — зависла. Как-то там разрулили в итоге, кто-то вышел вперёд и что-то сказал, спас меня. Но это ощущение меня всю жизнь преследует.Ещё из смешных баек: у нас, например, в июле проходили практику 86 студентов. На четвёртый, по-моему, день практики, они устроили забастовку: кофе-брейки им нужны, восьмичасовой рабочий день слишком длинный для них...
Для нас это тоже вызов как для работодателя. С одной стороны, ситуация прокачивает их самооценку и способность бороться за свои права, а с другой стороны, они не понимают, что они, требуя кофе-брейки, теряют что-то важное, отказываясь от правил, которые предлагает им предприятие, от возможности погрузиться в интенсивный режим разработки...
Мы же предлагаем студентам не просто практику закрыть, а возможность стать частью команды. Иногда студенту поручается задание, потому что просто больше некому этим заниматься. Справляясь с ним, он становится фактически руководителем направления.
Понятно, не все готовы работать в таком интенсивном режиме. Тогда мы даём стандартные учебные задания. — Как усмиряли бунт? — Тактикой «плохой и хороший полицейский». Кто-то говорил: «Да вы студенты, от вас толку никакого. Мы вам даём такие задачи классные. Вы должны быть благодарны и быстренько всё делать». А другой говорил: «Ребята, кофе-брейки важны, правда!». В итоге — договорились.
Я, если честно, почти никогда не присутствую во время показательных полётов. Не могу смотреть на дроны, когда операторы ими управляют. У меня фобия, что всё пойдёт не так, потому что я много раз видела, как даже на самых ответственных испытаниях что-то происходит, и дрон падает. Я вообще поражаюсь операторам дронов. Это такие железные нервы надо иметь. Особенно, когда знаешь стоимость. Например, крупный диагностический дрон с разным навесным оборудованием, лазерным сканером, с разным камерами может стоить от 3 до 5 миллионов.
— Никогда не хотели сами научиться?
— Я умею, но мне управлять дронами очень тяжело и неприятно. Это такая ответственность на кончиках пальцев...