«МультиЛетопись» — проект для школьников по изучению истории Российского государства и стран СНГ, событий прошлого и биографий известных людей разных эпох через творчество. Подростки могут создавать настольные игры, снимать анимационные мультфильмы или писать книги, придумывая свои сюжетные линии с историческими и сказочными персонажами. Проект может быть полезен учителям как дополнительный инструмент для уроков истории.
В интервью циклу «Страну меняют люди» Любовь Тарайкевич, создательница проекта, рассказала о том, как сделала настольную игру по Московскому Кремлю, как ушла из найма в своё дело и как ради проекта две недели жила в офисе на надувном матрасе.
МультиЛетопись — проект, в котором дети и подростки могут изучать историю России в увлекательной форме через игру, творчество и мультипликацию. Они могут создать свою настольную игру и потом перевести её цифровую форму, могут снимать образовательные передачи для ТВ и интернета, вести блог, сделать анимационный мультфильм или написать книжку. Кроме этого, дети ещё обретут друзей не только в России, но и за рубежом, потому что проект планируется в странах СНГ.
Мы хотим сделать обучение истории интерактивным. Вместо запоминания дат и имен пытаемся показать, как и почему происходили ключевые события, помочь увидеть связи между историческими фигурами и эпохами. Мы не навязываем конкретную программу, а предлагаем ребятам выбор: «Давайте создадим игру или мультик. Какой сюжет вас интересует? Каких персонажей вы хотите увидеть?».
— Где дети могут познакомиться с проектом?
— «МультиЛетопись» идеально подходит для школ и интернатов, музеев и библиотек, где дети проводят большую часть своего времени и где есть педагоги, готовые помочь. Кроме того, мне хотелось бы то же самое сделать в больницах, где дети находятся на длительной реабилитации.
Мы делаем акцент на живое общение, дополняя это взаимодействием в интернет-пространстве и работой международных команд. Материалы берем из Полного собрания русских летописей, начавших печататься еще в 1837 году. Стараемся адаптировать материалы к возрасту детей. Для старших школьников материал может быть более глубоким и сложным, для младших — более простым.
Сейчас мы разрабатываем методику, адаптируя её к школьной программе от первого до шестого класса. В этой работе помогают две школы: Липецкая 40-ая школа, где обучаются и обычные дети, и дети с особыми потребностями, и таджикско-российская школа имени Юрия Гагарина в Душанбе. Тестирование в них нужно для отработки методики и прохождения аккредитации Министерства просвещения РФ, чтобы ученики могли в дальнейшем по ним официально заниматься.
В рамках сотрудничества с другими странами СНГ мы стараемся показывать историю России в контексте мировой истории и истории соседних государств. Хочется, чтобы дети уважали и принимали культуру соседних стран. Те же Узбекистан или Таджикистан, или любая другая страна имеют богатую культурную историю, которую нужно знать и ценить. Также хотелось бы, чтобы дети других стран лучше знали и понимали нашу историю.
Мы стараемся находить позитивные и добрые моменты в совместной истории России и других стран. Если есть отрицательные моменты, то они должны быть правильно интерпретированы, чтобы избежать искажений. В этом, надеюсь, нам поможет поддержка Российского исторического общества. Знание и уважение культуры других поможет детям расти в более гармоничном мире.
— Правильно ли я понимаю, что «МультиЛетопись» — некое дополнение к урокам истории?
— Да. Наши сценарии разработаны для школ, но они не вмешиваются в основную программу. Мы, скорее, предлагаем материалы для внеурочной деятельности, например, для кружков по изучению истории.
В рамках нашего проекта разрабатываются не только мультипликационные материалы, но и настольные и цифровые игры. Такие игры могут служить учителям как дополнительный инструмент для визуализации исторического контента. Для младших классов в них присутствуют персонажи из русского фольклора, например, Баба-яга или Горыныч, чтобы учитель мог через игровую форму рассказывать об исторических персонажах или событиях.
Вообще началось всё как раз с моей настольной игры про Московский Кремль «В поисках потерянных свитков», которую я обкатывала на пятилетней племяннице. Я хочу передать ей любовь к истории. Я понимаю, что история помогает понимать очень многие процессы и находить ответы и решения быстрее. В итоге у нее в голове появился навигатор по Кремлю: может без труда провести там экскурсию. А я сама настолько увлеклась этим проектом, так много изучила, что мне очень хочется со всеми делиться.
У меня, кстати, такие же игры в разработке по астрономии и по палеонтологии. Но сначала флагманский проект по истории запустим, потом уже можно будет заниматься другим. Ближайший год у нас фокус на разработке. План следующий: нужно создать прототипы игр и довести их до профессионального уровня. В будущем хотим собрать общую базу игр и фильмов, чтобы они могли быть использованы всеми учителями во всех регионах.
Путь долгий, трудный, но его нужно пройти. Хочу поблагодарить АСИ за помощь, пользуясь случаем. Сейчас меня и еще несколько исторических проектов объединили в одну группу, мы можем взаимодействовать и поддерживать друг друга. Недавно еще приняла участие на ВЭФ в питчинг-сессии экосистемы проектов АСИ, эксперты порекомендовали определенные шаги к действию. Буду делать.
— Расскажите про уже пройденный путь. Чего вам стоила «МультиЛетопись»?
— Я раньше работала генеральным директором представительства итальянского производителя продукции медицинского назначения в Москве и курировала выстраивание производственных процессов между заводами в Италии и Республике Беларусь, но в 2014 всё прекратилось. Пошла в найм, долго там не выдержала. У меня был уже сложившийся к делу подход собственника. Решила делать своё.
Изучила рынок настольных игр, придумала образовательный курс, разработала первую настолку по Московскому Кремлю. Сначала попыталась найти инвестиции, ничего не получилось, потом пришла идея. Надо отметить, что у меня была квартира в ипотеке.
А основные планируемые каналы продаж у меня — на офлайн-мероприятиях и точках туристических маршрутов! Игры легли на склад. У меня не хватало денег даже на его аренду, и периодически собственник помещений блокировал доступ к играм.
Спас меня конкурс «Лидеры России». Я там познакомилась с ребятами из разных стран, увлекла их своей идеей, они пришли на помощь — помогли запустили рекламу игры, каждый ещё себе купил по игре. Начали вытягивать проект вместе, и всё потихоньку сложилось.
Я однажды провела расчёты: посчитала все расходы и еще дополнительно учла сколько бы заработала за все годы, если бы не занималась проектом. Суммарно у меня получилось около двадцати миллионов рублей упущенной выгоды. Еще не одну квартиру могла бы купить.
Я похожа на сумасшедшую, да?
— Нет. Но мне интересно — стоило оно того?
— Вы, знаете, когда я провожу занятия с детьми и вижу их глаза, — думаю, что стоило.
Понимаете, я уже заложник своего проекта, потому что я его вывела на такой уровень, что отступать некуда. Столько людей уже подняла на уши, команду собрала... Довести до финала — дело чести. Характер упрямый у меня, конечно.
Были периоды, когда я вынуждена была подрабатывать, чтобы как-то дальше существовать, тогда проект уходил в анабиоз.
— А самый трудный какой был?
— Наверное, это будет очень смешно звучать, но ладно уж. Финал «Лидеров России» был назначен на весну 2022, но не определены даты. В феврале началась СВО. Начали отменять рейсы, а трек же международный, то есть люди из разных стран: из Германии, из Франции, из США, из Польши, из Индии, Китая... Никакой определенности, состоится вообще финал или будет перенесен. А мне позарез нужно было на финал на очную защиту, потому что я понимала ценность конкурса для своего проекта.
На новогодних каникулах я была в Минске, а на 14 февраля было назначено мероприятие в Москве. После него должен был быть финал конкурса, но даты точной, как я уже сказала, не было.
Я заранее приехала в Москву, но в последний момент выяснилось, что ребята, у которых я должна была остановиться, заболели COVID-19, и мне тупо стало негде ночевать. Дата финала не назначена, денег уехать из Москвы нет, жить тоже негде — я же уже бездомный товарищ тогда была.
Помощи попросить нельзя было, потому что, если бы меня снова люди выручили, то мне было бы сложнее с ними конкурировать. В принципе, так и случилось на финале. В первой части финала я заняла четвертое место, а во второй — уже сдала позиции, и в суперфинал попали другие. Но это было справедливо. Вышли в суперфинал достойные, а мне по факту досталась целая международная команда!
— Что будет с проектом через десять лет?
— Через десять лет я вижу «МультиЛетопись» в каждом регионе — хотя бы три-четыре студии при музеях и библиотеках, где дети смогут изучать и воспроизводить историю в своих первых творениях. Причём не только всей страны, но и своего края. В идеале, конечно, ученики каждой российской школы смогут присоединиться к нашему проекту. Также студии при Русских домах за рубежом. Дети создали серии игр и книг, и даже целый народный мультсериал.
Только представьте: в России чуть больше 43 тысяч образовательных учреждений! Если за год в каждой школе будут создавать по пять серий мультфильмов по разным историческим фрагментам, то в целом за год мы сможем выпускать с детьми и педагогами 215 000 серий! Если по 10 минут, то это больше 35 тысяч часов цифрового контента. Мы так за 3-4 года все полное собрание русских летописей оцифруем!
Каждое поколение имеет свой язык. Всегда современный. Тот язык, которым написаны древние летописи, давно изменился.
Хочется, чтобы дети могли рассказать историю России на языке, понятном их сверстникам. И чтобы наши русские летописи продолжились...