Дмитрий Андреев и проект «Инновации детям»

Компания из Челябинска создает образовательные интерактивные комплексы для детей. «Умные» устройства помогают развиваться, познавать окружающий мир, учат находить общий язык со сверстниками и компенсируют нехватку физической активности. Среди разработок – интерактивный пол, который использует технологию дополненной реальности. Он развивает моторику, улучшает координацию в пространстве и делает обучение увлекательным. Продукцией пользуются в детских садах. Образовательные гаджеты для детей продаются в 73 регионах России, а также за рубежом.

В интервью цикла «Страну меняют люди» Дмитрий Андреев рассказал, чем «умные» гаджеты отличаются от обычных и как малоподвижный образ жизни влияет на интеллект. 
     

Дмитрий Андреев, фото из архива героя

— Проект, которым я сейчас занимаюсь, возник, когда моя дочь пошла в детский сад. Я обнаружил, что со времен моего детства там ничего не поменялось. Мир вокруг стал другим, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, а в детских садах всё осталось по-старому. Взрослые активно пользуются гаджетами, которые во многом полезны для них, но для детей часто служат «убийцами» времени. Родители дают ребенку телефон или планшет, чтобы освободить свое время. Мне, как отцу, такой подход оказался не близок, и я захотел создать для детей полезный и безопасный для здоровья гаджет, который бы развивал ребенка и способствовал активному образу жизни. В нашем детстве мы много гуляли во дворе и у нас была развита фантазия – палка для нас была и автоматом, и палочкой-выручалочкой, и чем угодно.

Одним из наших первых продуктов стала интерактивная песочница с настоящим песком и специальным освещением. Если сделать горку из песка, она превращается в вулкан с лавой. Это развивает мелкую моторику, которая влияет на речь ребенка, и вовлекает в процесс ничуть не хуже, чем игры в телефоне.

Интерактивная песочница 

В песочнице дети учатся общаться друг с другом. Когда мы показали нашу разработку сотрудникам детского сада, они были в восторге! Первый прототип интерактивной песочницы мы разработали сами из пластиковых труб, прикрепили проектор и покрасили в гараже. Всем понравилось, особенно с точки зрения пользы. Потом стали совершенствовать разработку.

Сейчас у нас есть 5 разных моделей Интерактивных песочниц 3в1: помимо песочницы, это ещё интерактивный стол и обычный компьютер.

Ещё один наш продукт – умное зеркало ArtikMe, которое который используется для коррекции речевых и ментальных нарушений, помогает ребенку правильно говорить. Инструменты используются те же, что логопеды применяют в своей работе больше 100 лет. Но если они берут для работы обычное зеркало, то наше – интерактивное.

Идея возникла после того, как мы увидели в детском саду зеркало китайского производства, которое записывает речь ребенка при нажатии на кнопку. Аудио получалось плохого качества, звуки искажены. Аналогов на рынке не нашлось, поэтому мы придумали свое «умное» зеркало. 

Умное зеркало ArtikMe

Сейчас оно стало хорошим помощником для логопедов и дефектологов. Проблемы с произношением стали возникать у детей всё чаще. Во многом на ситуацию повлияли гаджеты, потому что они проводят много времени в виртуальном мире и мало общаются со сверстниками. В советское время у ребенка до трех лет в активном словарном запасе было 3000 слов, а сейчас многие дети в этом возрасте вообще не говорят.

Ещё одна наша разработка получила название Magium. Это напольное покрытие, на которое проецируются различные красочные игровые упражнения, направленные на развитие когнитивных способностей ребёнка, а также его физической активности. Обычный пол становится интерактивной поверхностью.

Напольный интерактив Magium

«Умная» проекция распознает геометрические фигуры и человека. С помощью этой разработки ребенок учится считать, читать, правильно произносить и даже решать ТРИЗовские задачи (прим. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач). Дети получают знания, не сидя за партой, а в движении. На мой взгляд, это лучший подход для современного дошкольного образования.

Наши образовательные комплексы развивают как хард-скиллы, так и софт-скиллы. В образовательном «умном» полу нам важно не только, чтобы ребенок научился читать, но и находить общий язык с людьми.

Мы обратили внимание на проблемы с коммуникацией, когда предложили детям выложить на интерактивном полу фигурки в ряд по размеру. Дети начали делить их между собой, хотя рядом были точно такие же элементы для выполнения задания. Они не смогли договориться и стали конфликтовать друг с другом. 

Наша идея в том, чтобы развивать не только сильных личностей, но и сильных игроков команды – учить детей эффективно общаться и работать вместе. В будущем это может пригодиться для развития предпринимательства и успешных стартапов.

Мы называем наши разработки «антигаджетами», потому что они не воздействуют негативно на здоровье ребенка и даже приносят пользу. Устройства отвечают современным запросам к образованию и потребностям работодателей, которые ищут коммуникабельных сотрудников.

В 2022 году HeadHunter провел исследование, которое показало, что руководители считают важными не только хард-скиллы, но и софт-скиллы, то есть помимо умения хорошо программировать нужно выстраивать общение с коллегами – тогда получается сильная команда, способная идти вперед большими шагами. Наша экосистема продуктов, включающая около шести наименований, помогает ребенку стать востребованным и счастливым в будущем во всех сферах жизни. Коммуникация играет важную роль не только в работе, но и в семье – так говорил мой учитель. Я начинал работать над этим проектом как отец, у меня сейчас пятеро детей, а теперь могу сказать, что разработки могут изменить весь мир.

– Какой этап от создания прототипа до серийного продукта был самым сложным?

– Сделать первые продажи, потому что в нашей команде были только айтишники, которым интереснее создавать что-то новое, а не заниматься продвижением продукта. Но любые изменения происходят сначала внутри тебя, так что мы поменяли свое мышление и стали заниматься продажами. Выбрали принципы бережливого стартапа – сначала узнавали запросы клиентов, а потом создавали продукт. Так всё и началось.

Сейчас мы создаем стандарт «бережной цифры» – набор гаджетов, которые не только вовлекают ребенка в учебу, развивают, но и сохраняют здоровье. 

В XXI веке одна из главных проблем – малоподвижность. Утром детей везут в школу на машине, на уроках дети сидят за партой, на переменах учителя запрещают бегать, потому что это нарушает дисциплину, а после учебы ребенка везут на машине домой.

При этом детям важно двигаться, так как их организм растет, а их активность, особенно до восьми лет, напрямую связана с интеллектуальным развитием – ребенок не может думать, не двигаясь. В советской школе нас учили держать ручку правильно, сидеть ровно за партой и не двигаться, но дети всё равно елозили на стуле, потому что это естественно. Сейчас же современные методики, включая гуманистическую педагогику, наоборот, говорят о важности движения.

В начале мы думали, что создаем просто полезные продукты для детей, которые педагоги будут использовать на занятиях. Теперь видим это как полноценную экосистему, которая принесет пользу детям в дальнейшей жизни. Если её не использовать, через десятилетия могут возникнуть проблемы со здоровьем. Сейчас спортивные секции более востребованы, чем интеллектуальные, потому что детям необходимо больше двигаться. Наши бережные цифровые технологии сохраняют здоровье ребенка, не перегружая его. В подвижных тренировках учитывается зона ближайшего развития, как по Выготскому, то есть дети занимаются в своем темпе. С точки зрения интеллектуального развития наши продукты соответствуют федеральным образовательным стандартам, адаптированы под разный возраст детей.  

– Изменилось ли ваше восприятие проекта с тех пор, как вы начали им заниматься?

– Раньше я хотел просто помочь своей дочери, но теперь вижу, что это будет полезно детям всего мира. Мы создали стандарт «бережной цифры» и верим, что за этим будущее. Большинство западных компаний сейчас развивают VR, что уводит детей от реальности и изучения настоящего мира, а это особенно важно в дошкольном возрасте. Лидеры IT-корпораций не задумываются при создании гаджетов о развитии детей. Они сосредоточены на пользе для взрослых. Я вижу нашу миссию в том, чтобы поменять дошкольное образование во всем мире с помощью наших разработок.

Основная задача «бережной цифры» – развивать любознательность ребенка. Детям важно ощущать мир на кончиках пальцев в прямом и переносном смысле. Мы в детстве могли проводить время в гараже или столярной мастерской, поэтому знаем, например, какое дерево на ощупь. У нынешнего подрастающего поколения сенсорный дефицит, а развитие мелкой моторики сильно влияет на мышление и речь. Нейроны, которые формируются до шести-восьми лет, будут влиять на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому наша задача – защитить детей от негативного влияния цифровизации.

Цифровые технологии будут всё больше влиять на нашу жизнь. По прогнозу «Сбера», офлайн-взаимодействие станет эксклюзивным и может так случиться, что общение с живыми людьми станет даже платным. «Бережная цифра» поможет снизить дефицит офлайн-взаимодействия. Дети будут стремиться не к телевизору бежать, а к нашим обучающим играм, которые будут открывать им мир и развивать коммуникативные навыки.

Мы продавали наши продукты в Японию, что удивительно, ведь эта страна всегда считалась роботизированной. Покупатели приехали к нам в Челябинск из Токио, мы показали им Уральские горы, накормили пельменями и русскими суши. Сейчас мы сосредоточены на России, потому что видим здесь большой потенциал, да и проект изначально мы всё-таки создавали для внутреннего рынка. В дальнейшем хотим выйти на страны БРИКС и Евразийского экономического союза.  

Хочу сказать «спасибо» АСИ — у нас большая история взаимодействия.

Мы участвовали в первом акселераторе социальных проектов вместе с фондом развития социальных инициатив. Наши успехи заметили, и мы попали на платформу лучших практик «Смартека», который помогает главам регионов и руководителям проектов находить интересные практики и внедрять у себя.

Мы таким образом смогли зайти со своими разработками в несколько российских регионов. Благодаря программе «Go Global» стали сотрудничать с 20 странами.

Также мы заняли первое место в номинации IT в конкурсе брендов «Знай наших!», который курировало АСИ. Надеемся, что и дальше будем сотрудничать с агентством.

– Что бы вы сказали себе, если бы могли вернуться к моменту создания первого прототипа?

– Я бы сказал себе, что нахожусь на правильном пути.
Действуй смелее, у тебя всё получится!

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»