Знаете ли вы, что Кемеровская область и Кузбасс – это один регион? Некоторые думают, что Кузбасс – это почти Донбасс, где-то рядом. Кто-то вспомнит, что это страна горняков, здесь «дают стране угля»! В основном же туризм в Кемеровской области ассоциируется с горнолыжным курортом Шерегеш и легендарным снегом-пухляком.

И на-гора, и в горы

Круглогодичный национальный брендовый маршрут «Кузбасс: на-гора и в горы» от Агентства по туризму Кузбасса призван не только рассеять стереотипы об этом сибирском регионе и познакомить гостей с его необыкновенной историей и потрясающей природой, но и многим удивить!

«Горная Шория и затерянные шорские деревни, колония иностранцев, строившая 100 лет назад в сибирской тайге идеальный социализм, «самые русские» динозавры – пситтакозавры сибирские; Кедровский угольный разрез и самый большой самосвал в мире БелАЗ, петроглифы и симфоническая музыка в «Томской писанице», огромный туннель под Кузнецким металлургическим комбинатом, история венчания Достоевского – все эти сюжеты и темы, которые существуют только в Кубассе», – подчеркивает продюсер впечатлений Наталья Паршикова.

Фото: Т.Мастерова /  АСИ

Кемерово

Погружение в историю Кузбасса начнется уже в аэропорту Кемерова, который назван в честь знаменитого жителя региона – космонавта Алексея Леонова, человека, впервые вышедшего в открытый космос 18 марта 1965 года. Под куполом здания – модель управляемого космического корабля «Восток-2» в миниатюре. Рядом среди светильников-звезд летит фигурка космонавта в настоящем скафандре «Беркут», который принадлежал Алексею Леонову. В зале прилета встречаешь еще один раритет – настоящую капсулу «Союз-22» весом 2,5 тонны, внутрь можно заглянуть! Закоптившиеся стены аппарата – вовсе не декорация: именно в нем в 2012 году космонавты вернулись на Землю после работы на МКС.

После этого вы отправитесь знакомиться со столицей Кузбасса – городом Кемерово. В 2021 году регион отметил 300-летие с момента официального открытия здесь залежей угля, когда «сибирский рудознатец» Михайло Волков, поднимаясь на струге вверх по течению Томи, обнаружил на берегу угольный пласт – Кузнецкий «горючий камень». Город родился в 1918 году: на месте 7 деревень было решено основать Щеглов (так как каждый второй его житель носил фамилию Щеглов), но уже в 1932 году задумались о необходимости переименования, и город едва не превратился в Гигантск или Гигантохимск. В итоге назвали Кемерово, в честь уже работающего Кемеровского угольного рудника.

Кстати, Кемерово – город не только угля, но и химии – еще до войны здесь был заложен химзавод, который выпускал порох. Треть снарядов Советской Армии в Великую Отечественную войну была начинена этим порохом (отсюда и реторта на гербе города!).

Во время войны сюда переехало производство 71 завода, и 30 из них остались в Кемерово. Но несмотря на развитие промышленности, город до 1960-х состоял сплошь из кварталов маленьких деревянных домов. К счастью, многие из них сохранились и по сей день, придавая ему особое очарование. 

пситтакозавры сибирские

Ваше путешествие во времени по истории региона начнется гораздо раньше – в государственном краеведческом музее. Здесь в одном из залов вы увидите отлично сохранившийся скелет шерстистого мамонта: такие шикарные экземпляры – большая редкость. У мамонта блестящие отполированные бивни – это клеймо качества, метка мастера, который готовил экспонат для музея.

Главное сокровище музея – скелет пситтакозавра сибирского, «ящера-попугая», обитавшего в Кузбассе более 125 млн лет назад. Остатки были обнаружены во время экспедиции музея в 2014 году на территории деревни Шестаково в 180 километрах от Кемерова. Ученые раскопали здесь самое массовое в России захоронение динозавров: более десяти скелетов пситтакозавров – взрослых, подростков, детенышей, а также остатки около тридцати видов других позвоночных, живших 125-130 миллионов лет назад.  

Пситтакозавры жили группами, были растительноядными, по размерам ближе к антилопам, покрыты чешуей, достигали 2-3 метров в длину и весили от 20 до 30 кг. Сибирского пситтакозавтра отличают роговые костные выросты. Сотрудники музея каждое лето продолжают «копать динозавров», так что если кому интересна палеонтология, можно присоединиться к этим раскопкам в качестве волонтера!

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Музей-заповедник «Томская писаница»

А вот следы древнего человека едем изучать в музей-заповедник «Томская писаница», красивейший парк размером в 100 гектаров на берегу реки Томь. Его жемчужина – скала с более чем 300 рисунками-петроглифами, которым 5000 лет. Это признанный учеными шедевр наскальной живописи: не неумелые наброски, а работы истинных «мастеров» конца неолита – начала бронзового века. Благодаря сделанным помостам петроглифы можно рассматривать «лицом к лицу». Здесь много изображений лосей, сов, цапель, медведей, сцены охоты, размножения животных, задабривания духов, солярные знаки и таинственные маски.

В парке много занятий для всей семьи: на мастер-классах можно попробовать добыть огонь древним способом, выполнить копию одного из наскальных рисунков или побывать на интерактивной экскурсии про промысловую охоту в Сибири. Есть тут и современный музей, и экспозиция на открытом воздухе – из шорских улусов сюда привезены подлинные постройки конца XIX века, и комплекс сибирских острогов.

На площадке «Томской писаницы» также проходят праздники, в том числе один из любимых жителями Кемерова фестивалей – «Симфоночь», когда на берегу Томи на открытом воздухе всю ночь музыканты исполняют для гостей прекрасную музыку. 

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Кедровский угольный разрез

К «угольной теме» возвращаемся на экскурсии в филиал «Кедровский угольный разрез» АО «УК «Кузбассразрезуголь». Кедровский угольный – визитная карточка кузбасской угледобычи. Но совсем недавно туристам сюда было просто так не попасть.

Прежде чем увидеть разрез, гости посещают корпоративный музей, посвященный истории компании, и заглядывают в диспетчерский пункт, где на мониторах в реальном времени отражается работа всех машин на площадке разреза. Обязательный пункт программы – кабинет электронной системы медицинских осмотров (ЭСМО), которые горняки проходят перед каждой сменой и после нее. Специальный аппарат за несколько секунд измерит ваше кровяное давление, пульс, температуру тела, проверит внимание и выдаст результат: допущены ли вы до смены.

И уже потом вы отправитесь на смотровую площадку, откуда открывается захватывающая дух панорама чаши разреза, и можно следить, как кажущиеся с высоты 200 метров муравьями гиганты-экскаваторы грузят горы породы на многотонные БeлАЗы, вскрывая угольный пласт.

При вскрышных работах на Кедровском угольном разрезе часто обнаруживают останки древних животных – бивни мамонтов, фрагменты кости пещерного льва, первобытных бизонов – и окаменевшие стволы древних деревьев, кордаитов. Если повезет, у площадки можно будет забраться и на «палубу» БелАЗа – одного из самых огромных самосвалов в мире. Без груза он весит 250 тонн, его высота – почти 4 метра, а в колесо спокойно помещается человек! 

После экскурсии каждый гость разреза получает Сертификат посвящения в горняки Кузбасса и угольные сувениры на память.

На разрезе воплощают концепцию «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», при которой используются новые технологии пылеподавления при ведении горных работ. Также здесь создан полигон для внедрения технологий рекультивации нарушенных земель и применяется технология по улучшению очистки сточных вод и сохранения озер путем заселения местными видами рыб.

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Музей индустриальной истории «Красная горка»

Следующая точка маршрута – «Красная горка». Это уютный музей, построенный на горе, где в 1721 году впервые были обнаружены пласты будущего Кузнецкого угольного бассейна. Экспозиция рассказывает историю угледобычи от первых штолен до разрезов, историю освоения богатств Сибири.

При этом в Кузбассе происходили события, по-настоящему уникальные для всего мира. Слышали ли вы когда-нибудь про состоявшийся здесь уникальный эксперимент по оказанию экономической помощи Советской России всем мировым пролетариатом – единственную в мире Автономную индустриальную колонию «Кузбасс» (АИК)? 

Оказывается, в 1920-е годы в Кузбасс (буквально в чистое поле и дикую тайгу) приехали 700 иностранных рабочих и специалистов из США, Голландии, Канады, Новой Зеландии, Франции, Германии и других стран Европы для помощи советским рабочим и строительства идеального социалистического государства.

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Началось все с открытого письма В.И. Ленина в 1919 году в международном журнале «Классовая борьба», где он призвал помочь советской рабоче-крестьянской республике в восстановлении экономики. Письмо было напечатано в различных изданиях США, а затем и в Западной Европе – и по всему миру началось движение рабочих за оказание экономической помощи Советской России. Через три года в Кемерове появился проект – Автономная индустриальная колония «Кузбасс».

В Нью-Йорке и Берлине открылись два представительства, которые вербовали людей и закупали оборудование. Каждый, кто хотел попасть в колонию, заключал с АИК контракт на два года и делал оргвзнос. На дорогу из США до Кузбасса колонисты тратили не менее двух недель, по России ехали на поезде через всю страну, со своей провизией, а еще везли с собой материалы, инструменты, оборудование, семена. По приезду поселенцы жили в палатках, рыли землянки, отстраивая заново город.

Международная промышленная организация успешно действовала с 1921-1927 годы, но эксперимент был свернут в связи с новой экономической политикой (НЭП) правительства СССР. 

Иммерсивный спектакль: попасть внутрь истории

Историю АИК поможет понять иммерсивный спектакль «Четвертая группа» Кемеровского театра детей и молодежи. Двадцать зрителей обычно приезжают сюда на автобусе от театра, и спектакль начинает разворачиваться уже в пути – с разговоров водителей, со «случайных» попутчиков, которыми потом оказываются главными действующими лицами постановки.

Когда сидишь в метре от актеров, а они наливают тебе чай, приглашают на танец, передают тебе вещи, невольно забываешь, что ты – зритель. Как говорят актеры, это спектакль о городе, его истории и сегодняшнем дне, о людях, которые жили в Кемерове когда-то, и о людях, которые живут сейчас.  

Завершится день ужином в одном из необычных ресторанов Кемерова – ресторане с сибирским характером «Забой». Вход в него имитирует спуск в шахту, внутри интерьер похож на шахтовый штрек: черные неровные стены с выступающими кусками угля, горят шахтерские лампы, а в одном из залов столики обустроены в вагонетках. Кроме атмосферы здесь удивляет и подача блюд: например, жареного хариуса принесут на постаменте в виде маленькой стальной вагонетки, в салате встретятся чипсы с углем, а копченую рыбу и мясо марала подают на тарелке в виде лопаты. Уголь тут и часть десерта – обязательно попробуйте необычное черное мороженое!

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Из индустриальной части Кузбасса передвигаемся в Горную Шорию, названную в честь малочисленного народа – шорцев, предки которых жили здесь задолго до появления в XVII веке русских и славились на всю Сибирь умением плавить и ковать железо. Сегодня их осталось 12 000 человек, большинство живет в Шерегеше и соседнем поселке Таштагол.

Новокузнецк

Путь в Горную Шорию обязательно проходит через Новокузнецк. Это самый старый город Кузбасса – ему более 400 лет, и его часто называют южной столицей региона. Осмотр города начнется с музея-заповедника «Кузнецкая крепость» на Вознесенской горе.

В XVII веке крепость (острог) была деревянная и строилась, чтобы утвердить могущество России на приграничной территории, а также для сбора дани и защиты от кочевников. В 1800 году крепость была перестроена в каменную, чтобы защищать Южную Сибирь от набегов из Китая, и за 20 лет стала сильнейшим укреплением российского Зауралья. Интересно, что с момента постройки острог ни разу не был захвачен, но успел побывать тюрьмой.

В начале XX века Новокузнецк стал площадкой для градостроительных идей, его история тесно переплетена с историей Кузнецкого металлургического завода. «Я знаю – город будет, я знаю, саду – цвесть, когда такие люди в стране Советской есть», – так воспевал Владимир Маяковский героическую стройку Кузнецкстроя. Гигант черной металлургии был построен в рекордные сроки, за 1000 дней: в 1929 году начались первые строительные работы, а в апреле 1932 года уже был получен первый чугун! Число рабочих в 1931 году составляло около 50 тысяч, и еще примерно 30 тысяч человек участвовали в строительстве железных дорог и рудников!

Впоследствии чугунная броня КМК защищала каждый второй танк Красной армии во время Великой Отечественой войны. Вы узнаете также и о драматической истории строительства тоннеля по территории комбината – тогда были приложены титанические усилия для его строительства, но оказалось, что все это имело смысл очень непродолжительный период времени.

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Достоевский в Сибири

Еще одно важное здание в Новокузнецке – Дом-музей Достоевского. В Сибири писатель находился около 10 лет – сначала это была каторга за участие в кружке «петрашевцев», потом – служба. В Новокузнецк Федор Михайлович приезжал трижды, каждый раз преодолевая огромные расстояния для того, чтобы встретиться с любимой женщиной: здесь жила его будущая первая супруга, Мария Исаева, с которой он венчался в местной церкви в 1857 году после двух лет знакомства, полных драматизма и страданий. В музее вас ждет необычная театрализованная экскурсия от лица самой Марии Исаевой, и это добавляет особенных эмоций при погружении в историю любви великого писателя.

Шерегеш и Горная Шория

Финальная точка маршрута – Шерегеш, один из самых молодых курортов России. Снег на курорте лежит постоянно уже с начала ноября, а закрывается сезон в апреле (хотя кататься можно и в мае) знаменитым фестивалем GrelkaFest, когда приход весны отмечают массовым спуском в карнавальных костюмах, а в следующие выходные – спуском в купальниках.

Но самое прекрасное, что и летом в Шерегеше можно отлично проводить время среди гор и тайги. Сюда приезжают заниматься скалолазанием (на скалы-«верблюды»), дайвингом на озере Темиртау, сплавляться и рыбачить на горных реках, кататься на квадроциклах, кроссовых мотоциклах, популярен бердвотчинг – за одну экскурсию по реке можно увидеть чёрного аиста, журавля-красавку, цапель, бакланов, уток, пищуху, белочек, кедровок. 

Ну и, конечно, Горная Шория хороша своими многочисленными трекинговыми маршрутами по Шорскому национальному парку и «черневой» тайге, в которой густой подлесок, как джунгли, скрывает стволы деревьев.

Если хочется попробовать традиционные блюда, то в местном ресторане вам подадут котлеты из кролика с тыквенным пюре и копчёный хариус, жаркое из мяса марала, салат с папоротником, на десерт – крем из сметаны с брусникой, кедровыми орехами и медовым бисквитом.  

Одно из ярких приключений тут – дог-трекинг со стаей сибирских хаски по горе Каритшал (1270 м) – культовому месту шорских шаманов. Пожалуй, прогулка с собаками – один из самых веселых и душевных элементов программы в Шерегеше. Конечно, еще вопрос, кто кого выгуливает: ты пристегнут к псу, который мощно тащит тебя по вверх по горам, а ты бежишь за ним и не можешь удержать от счастливого смеха.

Фото: Т.Мастерова / АСИ

Шорцы

А вечером гостей ждет этническая программа с участием местных жителей – шорцев, так называемых «кузнецких татар». На встрече они расскажут историю своего народа, покажут, как играть на тебир-комусе (сибирский аналог варгана) и научат лепить шорские пельмени – пелбены.

Тесто для пелбенов делают из ржаной муки по особому рецепту – на родниковой воде, в начинку добавляют кедровые орехи и мясо – конину, говядину, а также сало. Тонкие края защипывают особым способом волнами, как солнышко. Запивают их шорским чаем – в молоко закладываются мята, белоголовник и душица, от этого молоко приобретает коричневый оттенок, оно хорошо охлаждает и освежает в жару. 

Русские казаки пришли на эти земли в начале XVII веке, и долгое время шорцы соседствовали с ними, продолжая жить своим укладом, выплачивая русскому государю ясак пушниной, питаясь рыбой, дичью, выращивая ячмень. До конца XIX века шорцы придерживались тэнгрианства – поклонение небу, а потом перешли в православие. Отношение к шорцам было бережным – их охраняли особым царским указом, и в первые годы советской власти это сохранилось: шорцы получили возможность учиться, причём уроки для них вели на родном языке.

Но в 1939 году здесь нашли золото и руду, и национальный Горно-Шорский район, существовавший с 1926 года, был упразднён. Здесь построили ГУЛАГ, ради строительства городов начали вырубать тайгу – и шорцы оказались на грани этнического уничтожения, им запретили говорить на родном языке, закрыли 48 национальных школ, сжигали книги. Народ постепенно перебирался в города, обрусел.

И только через 50 лет, в 1989 году, на шорцев обратили внимание: в Новокузнецке открылась единственная в стране кафедра шорского языка, и учёные-лингвисты вновь получили возможность собирать, изучать и сохранять многовековой опыт коренного этноса Сибири. Начали появляться ассоциация шорского народа, общественные объединения, фольклорные коллективы. 

Во время этого путешествия по Кузбассу вы, безусловно, испытали много впечатлений. Но, думаем, постоянным было удивление – от того, насколько привычное представление об этом регионе далеко от того, какой Кузбасс на самом деле. Так пусть этот маршрут заложит вашу новую традицию – отправляться исследовать территории, о которых вроде бы «все знаем». Тогда вы точно не перестанете удивляться и сделаете свою жизнь гораздо интереснее.