Новое городское развитие. Сессия «Как перезапустить креативные индустрии в регионе»

Фото: Петр Ковалев | ТАСС

Деятели искусств, представители бизнеса и власти собрались на одной площадке, чтобы обсудить возможности для развития креативных индустрий в регионах. Уже сейчас в отдельных регионах страны приняты или рассматриваются решения по оказанию поддержки и продвижению продуктов и услуг местных креативных индустрий и традиционных ремесел. Что еще можно сделать, чтобы вывести творческий потенциал регионов на новый уровень – на этот вопрос постарались ответить участники встречи.

«По итогам нашего исследования по креативным отраслям получилось, что вклад в ВВП России достигает 5%. С одной стороны, это большая сумма, более 5 трлн рублей. С другой стороны, среди лидеров стран, которые развивают свои креативные индустрии, эта цифра сегодня достигает 10% и в некоторых случаях 12% ВВП», – сказал Илья Токарев, директор проектов Агентства стратегических инициатив.

Достичь таких впечатляющих показателей невозможно, не развивая традиционные промыслы. «Те страны, которые сделали большой рывок в развитии креативных индустрий, делали ставку на свои традиционные компетенции. Например, коллеги из Индии, которая является одним из лидеров в развитии креативных индустрий, за 15 лет с небольшим в 33 раза увеличили свой экспорт на основе продукции креативных индустрий, основанных на традициях. По сути, каждую деревню и малый город они превратили в мини-корпорацию», – рассказала Лилия Нургатина, заместитель директора департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

«Запрос на развитие креативных индустрий у мэров очень большой. Но с чем они сталкиваются прежде всего? Во-первых, со словарем – что мы понимаем о креативной индустрии. <…> В креативных индустриях все: от народных промыслов до IT-технологий. И этот огромный разброс мэрам зачастую трудно осознать. Также мэры смотрят на опыт той же Москвы («Трехгорка» или «Флакон»). У них возникает желание сделать что-то подобное. Они выбирают красивый промышленный объект и ищут инвесторов, чтобы его реструктуризировать. Дальше у них возникает вопрос, кто там будет жить, люди каких профессий», – обозначила дилемму Наталья Тимакова, зампредседателя и член правления государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (титульного партнера Форума). Тимакова также отметила, что «важно увеличивать механизмы государственной поддержки».

«Для Якутии это проблема непростая, потому что мы сырьевая республика. Мы первые в стране приняли такой нормативно-правовой акт, как Указ Главы Республики Якутия о развитии креативной индустрии, об основных направлениях до 2025 года. Мы сделали упор на креативизацию несырьевого сектора Якутии, создание условий для развития и коммерциализации того, что уже создается», – поделился опытом Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).

Другую сторону проблемы обозначила Наталия Шмелькова, заместитель директора продюсерского центр «ЛАД». «Безусловно, нет выработанной системы субсидирования, тем более что и сектор абсолютно серый. С другой стороны, непонятно, музыканты – это кто? Это бизнесмены, которые зарабатывают миллионы, или это ребята, которые занимаются только творчеством? И нет понимания, к чему мы относимся – к культуре или к экономике», – сказала Наталья Шмелькова.

Вадим Самойлов, лидер рок-группы «Агата Кристи», с удовольствием отметил: «Радостно, что государство начинает обращать внимание на нашу отрасль. И видимо, возникает понимание, что без развития творческого самовыражения дальше мы в развитии страны двигаться не сможем».