Предложения АСИ вошли в федеральную Концепцию развития дополнительного образования детей, подготовленную Минобрнауки России

23 апреля в рамках III международного форума «Евразийский образовательный диалог» в городе Ярославле под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова прошло заседание Межведомственного совета по развитию дополнительного образования.


В рамках заседания экспертному сообществу впервые была представлена федеральная Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. В обсуждении первой редакции Концепции принял участие директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Владимир Яблонский.


«Мы выносим ее [новую концепцию] на публичное обсуждение, и для нас важно услышать все предложения по доработке основных позиций, чтобы учесть их в итоговой версии, которая будет представлена на утверждение в Правительство РФ», – сказал Дмитрий Ливанов.


Дмитрий Ливанов


Министр образования озвучил основополагающие принципы новой Концепции. Это: социальные гарантии качества допобразования, сохранение системы бесплатного образования, общественно-государственная поддержка детства и развития личности ребенка, приобщение подрастающего поколения к традиционным ценностям.


В Концепцию также вошли основные предложения АСИ по созданию благоприятных условий для развития негосударственного сектора дополнительного образования. В их числе:

обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих программы дополнительного образования, к бюджетному финансированию;

использование механизмов налогового стимулирования для негосударственных организаций и упрощение порядка их лицензирования;

субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление государственных гарантий для перспективных стартапов;

снижение ставок арендной платы и оптимизация требований к устройству зданий и помещений;

увеличение масштабов поддержки НКО через систему грантов и расширение масштаба программ дополнительного образования, финансируемых предприятиями для детей сотрудников.


Еще одной важной мерой, которая также нашла отражение в Концепции, является тиражирование и поддержка успешных практик, которые реализуются силами негосударственного сектора дополнительного образования.


Включены в Концепцию и предложения АСИ по созданию на территории России полномасштабных интерактивных музеев науки для детей и подростков. Планируемая посещаемость одного такого музея составляет 100 000 детей и подростков в год.


«Документ получился хороший, но, чтобы говорить об успехе, все его положения должны быть реализованы в конкретных мероприятиях», - отметил Владимир Яблонский.


Он также предложил посмотреть на проблему шире и обратил внимание на проект постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей»», который в настоящий момент проходит процедуру оценки.


Владимир Яблонский


«По мнению предпринимателей, реализующих проекты в сфере дополнительного образования детей, утверждение данной редакции постановления о СанПиНах остановит развитие частного дополнительного образования или заставит энтузиастов сферы заниматься этой деятельностью нелегально, что идет вразрез с принципами принимаемой Концепции», - подчеркнул Владимир Яблонский.


Он отметил, что ряд формулировок представленного проекта постановления вводят избыточные и порой бессмысленные нормативы и требования. В их числе – ограждение здания забором, размещение организаций исключительно на наземных этажах, гладкие поверхности стен, определенное направление светового потока, определенные цвета стен и штор, обязательные «откидные фрамуги с рычажными приборами» и другое. «Это не только затрудняет организацию частных кружков и студий в будущем, но и сделает незаконным работу действующих организаций дополнительного образования во многих госучреждениях», - подчеркнул Владимир Яблонский.


«Важно учитывать все факторы, влияющие на развитие сферы дошкольного образования и вести межведомственную работу по реализации Концепции. АСИ готово выступить такой площадкой», - заявил он.


По мнению разработчиков Концепции, ключевая социокультурная роль дополнительного образования сегодня состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой культуры в общее дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институтов – детского сада, школы, техникума или вуза. Миссия дополнительного образования состоит в развитии мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту.