«Усилия российских властей по упрощению регистрации бизнеса не остаются без внимания»

Почему в России растет число новых бизнесов, как упростилась процедура регистрации предприятий, на какое место в рейтинге Doing Business страна может рассчитывать в 2014 году - об этом в программе «Большой разговор» Алексею Киселеву рассказали начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников и заместитель руководителя рабочей группы АСИ по оптимизации процедур регистрации предприятий Ольга Стрелкова.


А.К.: В студии Алексей Киселев, и сегодня в программе «Большой разговор» мы обсудим нововведения в процедуре регистрации предприятий. У нас в гостях начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников и заместитель руководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по оптимизации процедур регистрации предприятий Ольга Стрелкова. Здравствуйте!


В.К.: Добрый вечер!


А.К.: В апреле с налогоплательщиков сняли обязанность сообщать в профильные органы об открытии и закрытии счетов, расширились возможности обмена информацией с регистрирующими органами через интернет. В мае, насколько мы знаем, позитивные нововведения продолжаются, и коснулись они отмены предварительной оплаты уставного капитала и некоторых нотариальных заверений. О чем в данном случае идет речь, Виталий Григорьевич?


В.К.: Да, действительно, приняты соответствующие законы в рамках «дорожной карты» по регистрации предприятий, которая была еще год назад принята правительством, и мы по ней очень интенсивно работаем. И, действительно, теперь уже нет обязанности предварительной оплаты половины уставного капитала, как это было раньше, теперь уставной капитал должен быть оплачен в течение четырех месяцев после создания предприятия. И еще есть очень позитивный для предпринимателей закон - то, что отменяется необходимость сообщения об открытии счетов в банках в налоговый орган, также, кстати, как и в Пенсионный фонд и другие фонды.


А.К.: Ольга Сергеевна, какие из этих майских нововведений в сфере регистрации юрлиц вам кажутся наиболее важными и почему?


О.С.: Революционным является отмена нотариального заверения заявления на регистрацию предприятия, потому что отмена этого базового нотариата, когда вам нужно ваше заявление про то, что вы хотите начать бизнес, заверить, сходить к нотариусу пешком и обязательно у него заверить, оно нам очень тормозило все работы по онлайн-регистрации. Потому что, разумеется, весь прогресс идет в сторону как можно большей онлайнизации любых взаимодействий с госорганами, и вот этот вот барьер, когда нужно пешком сходить еще к нотариусу и заплатить ему денег, был совершенно избыточным. Сейчас вы просто со своим паспортом и своим заявлением можете прийти в соответствующее отделение ФНС и зарегистрироваться. И это самое важное, и нам было этого нелегко добиться, потому что хитрое нотариальное лобби всеми силами противодействовало этому.


А.К.: А в чем еще вот это нотариальное лобби, о котором вы говорите, противодействовало, какие еще вопросы пытаются каким-то образом усложнить?


О.С.: Вы знаете, мы вообще были очень удивлены, что такая простая и не очень дорогая услуга, она вызвала такое сопротивление, когда мы проводили закон.


В.К.: Я хотел бы просто еще вмешаться немножко. Действительно, это определенный рынок, который сложился в том числе из заверений полномочий лиц и подписей, но здесь надо сказать, что все-таки мы с Федеральной нотариальной палатой нашли компромисс и в части именно регистрации создания предприятия. В случае если, как правильно сказала Ольга Сергеевна, заявитель приходит лично в регистрирующий орган, мы сами их идентифицируем по паспорту, который они обязаны предъявить. И в этом плане мы считаем, что для создания предприятия этого вполне достаточно, и мы берем на себя ответственность увидеть, что то лицо, которое указано в заявлении, действительно стоит у нас перед окошком.


А.К.: Насколько мы видим сейчас, усилия российских властей по упрощению регистрации бизнеса не остаются без внимания и за рубежом, и, как мы видим из последнего рейтинга Doing Business, страна улучшила свои позиции в нем и, в частности, за счет именно этого подраздела, Starting a Business, начало нового бизнеса. Мы сейчас в рейтинге по этой позиции на 88-м месте, и, насколько я знаю, последние улучшения в сфере регистрации юрлиц, они также учитываются специалистами Всемирного банка при расчете рейтинга, можно ли ждать, что к 2015 году Россия существенно поднимется в списке?


В.К.: Мы очень надеемся, потому что действительно те процедуры, которые сегодня учитываются при подсчете, они фактически отменяются, и вот если сегодня семь процедур учитываются 15 дней, то, по нашим расчетам, с учетом тех законов, о которых мы говорили, остаются четыре процедуры, и, как максимум, точнее, десять дней. 


Если, конечно, не будет никаких политических составляющих при подсчете этого рейтинга 2015 года, я надеюсь, что будет существенный рывок вперед по показателям именно Starting a Business, ну, минимум, возможно, там на три десятка позиций. 


Посмотрим, потому что другие страны, учитываемые в рейтинге, тоже не стоят на месте, они тоже двигаются, и нам нужно двигаться еще быстрее, чем они.


А.К.: Ну, вот также из рейтинга Doing Business, есть очень интересная графа, что по показателю на тысячу взрослых, если в России в 2006 году было зарегистрировано 22 фирмы, 22 предприятия, то в 2012 году на ту же тысячу взрослых зарегистрировано уже 35 предприятий. Как вы считаете, это связано с упрощением этой процедуры или с упрощением процедуры регистрации, или это связано с улучшением бизнес-климата и тем, что люди у нас больше хотят заниматься бизнесом?


В.К.: Я думаю, это связано с тем, что все коллеги из органов власти и само бизнес-сообщество работает над тем, чтобы создавалась нормальная среда для желания заниматься бизнесом, более того, заниматься честным бизнесом, создавать налогооблагаемую базу, обеспечивать сотрудников работой, а сотрудники - это люди, у которых есть семьи, то есть это еще огромная социальная функция бизнеса. И, в принципе, мы просто как налоговая служба делаем свой вклад по нашим двум показателям, который учитывается в этом рейтинге. И мы, конечно, будем дальше идти, если вы посмотрите целевые показатели  «дорожной карты», то, вообще, мы к 2018 году должны придти к трем дням регистрации и, собственно говоря, к трем процедурам как таковым. И тут, конечно, коммуникации, наверное, Ольга Сергеевна лучше скажет, еще вопрос о том, чтобы заявители прекрасно понимали, какие возможности сегодня у них есть для того, чтобы создать бизнес.


А.К.: Ольга Сергеевна, какие еще вопросы в процедуре регистрации предприятий сегодня стоят перед бизнесом наиболее остро?


О.С.: Вы знаете, вот я честно скажу, уже довольно давно, последние несколько лет, процедура регистрации предприятий вообще не представляет никакой сложности. И самая большая сложность для нас всех - это «мифы и легенды про ужасы нашего городка», про то, что Федеральная налоговая служба планово дает 30% отказов. Это можно услышать не просто у бабушек на лавочке, которые никогда бизнесом не занимались. Это можно услышать на собраниях, конференциях профессиональных юристов, которые занимаются посредничеством в регистрации предприятий. И вот мы очень любим себя самозомбировать, страстно пытаясь найти, где же у нас еще хуже. Регистрация предприятий давно удобная, комфортная, может быть, не бесконечно комфортная, но весьма дееспособная процедура. И она сейчас, благодаря «дорожной карте» и распоряжению правительства, она титаническим усилием Федеральной налоговой службы, эволюционным образом, постепенно, шаг за шагом еще усовершенствуется. 


А вот в плане информирования, объяснения людям, что это сделать легко, удобно и просто, над этим, конечно, нужно работать. С такой внятной простой коммуникацией в России вообще есть некоторые проблемы.


А.К.: А может быть, в каких-то регионах этот вопрос лучше проработан, в некоторых хуже? Вот что касается мегаполисов и, в частности, Москвы, здесь как построен вопрос информирования бизнеса о простоте или, наоборот, сложности процедуры регистрации?


О.С.: Считается, что Москва и Петербург, они абсолютные лидеры, потому что у них есть прекрасные центры: 46-я налоговая инспекция в Москве, 15-я в Петербурге. И, конечно, московское правительство и Штаб по защите бизнеса делают титанические усилия. В Доме предпринимателя на Покровке, по-моему, каждый день проходят бесплатные семинары не только для начинающих предпринимателей, не только по регистрации бизнеса, а в рамках программ Штаба по защите бизнеса и московского правительства можно получить бесплатные консультации по подготовке комплекта документов для регистрации. Это абсолютно бесплатно, нужно только найти телефон, туда позвонить и записаться на эту консультацию. Вот я говорила, что информирование - это такая загадочная для нас проблема, только что вот АСИ, Штаб по защите бизнеса и Федеральная налоговая служба подготовили прекрасный буклет, где очень популярно, развеивая все мифы и легенды, описана реальная процедура и есть ответы на все вопросы, которые люди боялись задать.





А.К.: Действительно, я вижу эти брошюры, выглядят очень понятно, и все разложено по полочкам, ну, будем надеяться, что предприниматели тоже смогут легко и просто в этом разобраться. Виталий Григорьевич, следующая страшилка, которую из уст в уста передают друг другу начинающие бизнесмены и предприниматели, что процесс взаимодействия с налоговыми органами в принципе, да, и процесс регистрации - это все тоже очень и очень страшно и сложно. Идут ли как-то власти навстречу бизнесу в случае каких-то несоответствий в документах? Есть ли у предпринимателей, можно сказать, право на ошибку?


В.К.: Право на ошибку есть у всех, потому что мы все люди. Весь вопрос в том, что за ошибка. Мы должны понимать, что те сведения, которые находятся в форме при заявлении, они вносятся потом в реестр, а реестр - это один из самых (я имею в виду Единый государственный реестр и юридических лиц, и предпринимателей) востребованных публичных ресурсов России, причем, государственных федеральных ресурсов, за которые мы отвечаем как операторы. И, соответственно, предоставляя сведения, мы несем ответственность за достоверность этих сведений. А сведения идут из тех форм, которые подает заявитель. Соответственно, мы крайне заинтересованы, чтобы все, что там содержится в реестре, оно было достоверно хотя бы в том горизонте, который мы видим. Если мы четко видим, что паспорт указан другой, фамилия не соответствует ему, у нас есть электронный обмен со многими нашими коллегами, например, Федеральной миграционной службой, то мы, конечно, откажем. Если была допущена некая опечатка, описка и так далее, это исправляется в рабочем порядке совершенно бесплатно. Очень часто, кстати, даже прямо в момент выдачи документов, если это увидит сразу заявитель. И в этом плане никаких проблем нет, мы, конечно, идем навстречу. То есть каждый раз мы смотрим, что за ошибка, она была намеренная, ненамеренная и насколько она искажает сведения в реестре.


А.К.: Еще одна проблема, которую часто перечисляют предприниматели, — это бюрократия, нужно очень много бумаг, и эти же люди указывают на развитые страны с электронным документооборотом. Будет ли активизироваться как-то вопрос этот в нашей стране, вопрос ухода в такую виртуальную реальность при общении с регулирующими органами? И насколько это безопасно?


В.К.: Сегодня и последние годы, когда у нас руководителем является Михаил Владимирович Мишустин, мы вообще развернулись с точки зрения ФНС как структура, которая во многом должна информировать и помогать гражданам быть хорошими налогоплательщиками. А так как все начинается в регистрации, то для нас это тем более важная задача. И принципиально мы, конечно, идем к тому, чтобы как можно меньше лично общаться с налогоплательщиком и дать ему возможность, не отменяя при этом личное участие, да, если он того пожелает, либо почтовую связь, все-таки бесконтактно нам подать заявление и сведения. И в этом плане у нас есть и сервис по регистрации предпринимателей, но также вот в связи с законом, который принят по отмене обязательного нотариального удостоверения, о чем мы говорили, при создании, будет запущен сервис по приему заявлений для юридических лиц.


А.К.: Ольга, насколько сегодня сложно в России зарегистрировать юридическое лицо? Вы нам рассказали, что это достаточно просто, и мы говорили о то, что существуют даже специальные сайты для того, чтобы можно было каким-то образом онлайн зарегистрировать индивидуального предпринимателя. Можете поподробнее рассказать, был ли у вас опыт личного взаимодействия с данным онлайн-ресурсом?


О.С.: Действительно, ФНС сделала крайне доброжелательный и удобный онлайн-сервис регистрации индивидуальных предпринимателей. Сначала я послала зарегистрировать пробно индивидуального предпринимателя нашего секретаря, далекого от бизнеса человека.


А.К.: Он это на себя делал?


О.С.: Да, он это делал на себя. И причем получал свидетельство Московской области. Я сама не регистрировала именно этим способом, но тщательно все проверила, и Глеб Алексеевич Архангельский, руководитель нашей рабочей группы, недавно строго официальным путем на официальном сайте nalog.ru это проделал и счел это весьма удобным. Как это происходит? Вы заходите на прекрасный сайт nalog.ru, где есть замечательный отдел по регистрации, там два предпринимателя: один в свитере, другой в пиджаке. В свитере - это индивидуальный предприниматель, в синем пиджаке - это тот, кому нужно регистрировать ООО. Более прекрасного образа индивидуального предпринимателя, позитивного, я вообще нигде не видела. Значит, дальше вы вводите в такие красивые крупные графы свою фамилию, имя, отчество и номер паспорта, ИНН вам не нужно помнить, он самоподставляется, если вы паспорт ввели правильно. Дальше вы выбираете, собственно говоря, виды деятельности, выбираете иконку "Сбербанк-онлайн", платите пошлину 800 руб., и через три дня, ну, в среднем по Москве и Московской области, вас приглашают прийти с паспортом и получить ваше свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя.


А.К.: То есть процедура в совокупности регистрации предприятия для индивидуального предпринимателя занимает всего три дня?


О.С.: Да.


В.К.: Она даже занимает на самом деле 20 минут с момента прихода его в налоговый орган до получения документов. Три дня - это на проверку предварительных сведений, которые он о себе подал.


А.К.: Система действительно выглядит очень удобной, но ведь для юридических лиц последовательность действий и, в принципе, процедура намного сложнее. Когда можно ожидать появления аналогичного сервиса для регистрации юридических лиц, и насколько это возможно?


В.К.: Это вопрос ближайших месяцев. Заявка для последующего прихода будет уже доступна, я думаю, уже через недели две на нашем сайте, а заявка, полностью подписанная электронной подписью заявителя, то, что сегодня уже позволено без нотариального освидетельствования — это тоже вопрос ближайшего будущего. Мы очень надеемся, что именно такие бесконтактные способы подачи заявлений будут востребованы у тех, кто пожелает создать, например, общество с ограниченной ответственностью.


А.К.: Мы выяснили, что индивидуального предпринимателя можно зарегистрировать за три дня плюс 20 минут. А что со временем регистрации юридического лица, какие здесь у нас сроки?


В.К.: Здесь сроки будут те, которые установлены в законе, то есть, если он дождется приглашения, он придет, подтвердит свою личность, и там будет пять дней. Но дело в том, что он уже пройдет ряд проверок, которые мы проводим после этого, и, соответственно, все будет гораздо проще. Еще раз подчеркиваю, что постепенно будем двигаться к тому, чтобы уменьшать срок регистрации в налоговых органах.


А.К.: Есть ли сегодня у государства какие-то приоритеты, какие-то, может быть, сферы, которые требуют наибольшего развития и, как следствие, наибольшей поддержки в регистрации и создании? О чем в данном случае идет речь, Ольга Сергеевна, расскажете?


О.С.: С точки зрения фундамента, это, конечно, все, что касается электронного взаимодействия, над этим фундаментально и очень серьезно работает ФНС, а с точки зрения таких важных информационных настроек - это, конечно, коммуникации и разъяснения людям, как это сделать просто и удобно, потому что страхов, опасений, недовольств, непониманий у всех очень много, и вообще в России у нас не сильная сторона - понятным языком людям объяснять, как им быть. Над этим тоже много работают, и мы надеемся, что постепенно этот ком недоверия будет преодолен.


А.К.: А каких упрощений процедур в реальности приходится ждать сегодня предпринимателям? Что еще у нас предусмотрено «дорожной картой», допустим, на ближайшее время до конца года или на начало следующего года, Виталий Григорьевич?


В.К.: Алексей, у нас планов громадье: во-первых, у нас есть еще проекты федеральных законов по так называемым типовым уставам, когда нужно будет просто указать, какой типовой устав предприятие пожелает использовать и не нести нам сам документ. Мы разгрузим свои архивы и всем дадим возможность видеть, каким уставом пользуется предприятие. Есть законопроект по отмене обязательности печати: в принципе, на сегодня это на регистрацию не влияет, но это влияет на рейтинг бизнеса. Мы надеемся, что у нас реально заработает возможность отправки, и главное - получения документации альтернативно операторам почтовой связи, мы очень надеемся, что и на сайте gosuslugi.ru, и на нашем сайте будут еще более удобные формы для взаимодействия. Еще есть такая сфера, которую мы совсем не затронули, - это получение сведений из реестров, и мы здесь очень сильно развиваемся.


Фактически уже сегодня можно получить практически полные сведения из реестра, а завтра в рамках группы сервисов «проверь себя и контрагента» мы будем развивать получение сведений о задолженности юридических лиц, о несдаче отчетности больше года, много чего интересного, - следите за нашим сайтом nalog.ru.


А.К.: Большое спасибо за интересный разговор. Действительно, планы амбициозные, будем надеяться, что или все, или большинство из них, по крайней мере, воплотятся в жизнь. У нас в гостях в программе «Большой разговор» был начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников и заместитель руководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по оптимизации процедур регистрации предприятий Ольга Стрелкова. Спасибо!