Эксперты АСИ обозначили направления развития экспортной деятельности

Общественные представители Агентства стратегических инициатив (АСИ) из всех российских регионов провели сессию для экспортеров, на которой обсудили расширение ряда показателей Национального рейтинга и проблематику развития экспортного направления в России. Сессия прошла с участием экспортно ориентированных производителей, банковского сектора, Министерства иностранных дел России и региональных органов власти.

Впервые оценка экспортной деятельности при формировании Нацрейтинга проведена в 2021 году, в 2022 году она пополнится двумя статистическими показателями: «Доля несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП в общем объеме выручки субъектов МСП в регионе» и «Доля субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, в общей численности субъектов МСП в регионе».

Как отметил директор лаборатории инициатив АСИ Андрей Дорошенко, основная мотивация введения новых показателей — повышение объективности оценки.

«В дополнение к мнению предпринимательского сообщества принято решение проводить анализ региональных статистических данных. Показатели были сформированы АСИ при активном участии Российского экспортного центра. Итоговая оценка получается комплексной, так как экспортный потенциал региона оценивается как с точки зрения объема экспорта, так и с точки зрения количества предприятий, осуществляющих экспортную деятельность», — рассказал Андрей Дорошенко.

По мнению общественного представителя АСИ в Москве, члена генерального совета «Деловая Россия» Алексея Мостовщикова, Национальный рейтинг инвестклимата доказал свою эффективность, а расширение показателей является одним из механизмов совершенствования его как инструмента развития.

«Сокращение сроков получения бизнесом государственных и муниципальных услуг, снижение количества административных процедур, документов и проверок, прямой диалог губернаторов и инвесторов – это реальные результаты влияния Нацрейтинга на регионы. Для достижения еще большей эффективности необходимо расширять сферы его применения и показатели. Одним из самых актуальных направлений сегодня является ситуация с выходом предприятий на экспорт», — прокомментировал Алексей Мостовщиков.

Также участники сессии обсудили проблематику активно развивающегося экспортного направления в России. По словам директора регионального развития АСИ Александра Смекалина, опыт взаимодействия с российскими товаропроизводителями показывает, что задачи национального проекта «Международная кооперация и экспорт» по увеличению поставок отечественных товаров за рубеж на 40 % к 2024 году имеют серьезные ограничения по мощности приграничных пропускных пунктов и логистическим возможностям транспортных компаний.

«Недостаточно внимания уделяется инфраструктурной составляющей, модернизации автомобильного транспорта как наиболее востребованного средним бизнесом. Практически отсутствуют меры поддержки для логистических компаний, субсидирования лизинговых платежей для перевозчиков на приобретение техники. Второй момент — модернизация инфраструктуры и увеличение пропускной мощности на российской границе», — такие темы вынес на обсуждение экспертного сообщества Александр Смекалин.

Еще одним важным направлением стимулирования развития экспортного направления он назвал цифровизацию. Сегодня у предпринимательского сообщества есть запрос на создание электронной инфраструктуры, которая поможет системно продвигать продукцию на мировые рынки, рассказал руководитель Московского экспортного центра Виталий Степанов. У ряда регионов уже есть такие практики, которые могут получить тиражирование, в том числе через механизмы АСИ.