Методологию и инструменты мониторинга внедрения Национальной социальной инициативы (НСИ) в российских регионах обсудили эксперты, социологи и уполномоченные представители на очередном заседании «Социальной среды». Мероприятия проходят с июня 2021 года в рамках внедрения НСИ в гибридном формате – офлайн и онлайн.
Участники «Социальной среды» из более чем 50 регионов ознакомились с опытом проведения мониторинга по жизненным ситуациям в пилотных учреждениях регионов, внедряющих НСИ, и получили рекомендации по дальнейшим шагам в этом направлении.
«Мы изучили предварительные результаты текущего мониторинга. К сожалению, в некоторых регионах пока происходит путаница: оценивают не саму жизненную ситуацию, а отдельные соцуслуги или учреждения. Поэтому важно зафиксировать разделение между разными типами и предметами оценки», – сказала директор центра качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ) Татьяна Журавлева.
По ее словам, итоговые результаты мониторинга социальной сферы в регионах, внедряющих НСИ, будут готовы до конца мая. До этого времени региональные уполномоченные представители при поддержке экспертов АСИ детально разберут полученные результаты, исключат ошибки, проведут консультации по выработке дополнительных методологических шагов. Проведение второго мониторинга запланировано на осень текущего года, он затронет все региональные учреждения, задействованные в реализации той или иной жизненной ситуации.
Напомним, что в мае прошлого года АСИ подготовило и направило во все регионы РФ методические рекомендации внедрения целевых моделей НСИ. Они содержат механизмы, инструменты и технологии проведения обследования регионов в рамках жизненных ситуаций. Для осуществления мониторинга создана и функционирует Единая цифровая платформа, с использованием которой в ноябре прошлого года проведен мониторинг достижения целевых показателей удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
«Мониторинг проводился регионами по методике количественного репрезентативного онлайн-опроса с применением инструментов оценки удовлетворенности получателей социальных услуг. Его результаты легли в основу доклада президенту РФ и оказывают влияние на показатели рейтинга качества жизни», – подчеркнула Татьяна Журавлева.
На мероприятии представители регионов совместно с социологами исследовательского агентства Synopsis group детально разобрали не только планирование и дизайн проведения мониторинга, а также цели и задачи каждого из видов исследований: глубинных интервью, личных / телефонных/ онлайн-опросов, фокус-групп, наблюдений, анализа социальных медиа.
Со своей стороны опытом проведения мониторинга социальной среды поделились представители регионов, где внедряют НСИ с прошлого года. В Самарской области к исследованию подключили местный экономический университет – профессиональных социологов и студентов. Это позволило снизить затраты на проведение мониторинга, сохранив при этом высокое качество работы. Студенты опрашивали посетителей пяти социальных учреждений, расположенных в Самаре и ближайших к ней сельских населенных пунктов. Например, у посетителей центра занятости спрашивали, насколько легко было получить услугу, стали бы они рекомендовать обратиться в этот центр другому человеку, а также просили оценить по заданной шкале профессионализм и доброжелательность персонала, комфортность пребывания в помещении, время ожидания в очереди и т.д. В результате, конкретное учреждение видит предложения по корректировке своей работы, исходя из реальных запросов посетителей, а региональная управленческая команда может в целом отследить уровень удовлетворенности оказанием комплекса социальных услуг в сфере трудоустройства.
«С помощью традиционных опросных методов, конечно, сложно оценить все 200 учреждений Самарской области, которые сегодня предоставляют услуги по трем жизненным ситуациям, выбранных в рамках внедрения НСИ. И сейчас мы плотно работаем с Центром управления регионом, чтобы выработать механизмы, позволяющие охватить максимальное количество получателей услуг», – сказала региональный сервисный уполномоченный НСИ по Самарской области Наталья Полянскова.
В Приморском крае при обследовании социальной сферы применяли так называемый механизм «тайных покупателей».
«У нас была гипотеза, что часто люди не знают, где получить нужную информацию, если они оказались в кризисной ситуации. Поэтому мы просили наших общественных представителей смоделировать ситуацию, в которой им нужно было бы ухаживать за лежачим родственником, но сами они это сделать не могут, и необходима помощь социальных работников. А потом оценивали, какую именно информацию они начинают искать, где (в интернете, через знакомых и так далее) и с какими сложностями при этом сталкиваются. Гипотеза подтвердилась, и было принято решение провести соответствующую информкампанию», – рассказал региональный сервисный уполномоченный НСИ по Приморскому краю Ярослав Верещак.
Кроме того, в Приморье, помимо массовых опросов и интервьюирования получателей соцуслуг, детально изучали картографические и фото-данные микрорайонов, где расположены или планируются к открытию социальные учреждения. Оценивали наличие и состояние тротуаров, качество уборки мусора и т.д. По словам Ярослава Верещака, эти моменты тоже влияют на общий уровень удовлетворенности людей при получении услуг.
Национальная социальная инициатива (НСИ) призвана повысить удовлетворенность граждан социальными услугами и улучшить качество жизни россиян. Идея НСИ прозвучала на заседании наблюдательного совета АСИ в июле 2020 года. По его итогам президент России Владимир Путин поручил реализовать проект по всей стране.