По словам гендиректора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланы Чупшевой, формирование инфраструктурно-сервисной модели развития позволит повысить качество жизни, в том числе в вопросах медицинской помощи, без значительных финансовых вложений. Речь идет о более интенсивном использовании возможностей территорий и уже действующей инфраструктуры.
«Мы сейчас рассматриваем модели инфраструктурно-сервисного развития городов, чтобы не было ситуаций, когда в инфраструктуру «закачивают» деньги, а на качестве жизни людей это не сказывается, потому что нет кадров или компетенций, неправильно определены услуги и сервисы, которые нужны людям», – сказала Чупшева на панельной сессии ПМЭФ-2022 «Пространственный каркас: возможно ли создать мегаагломерации в России?».
В качестве примера такого сервисного подхода она привела проект по созданию межрегиональных детских центров в регионах Дальнего Востока. Работа ведется в рамках Национальной социальной инициативы АСИ.
«В этих регионах высокие показатели детской смертности – от 0 до 18 лет, потому что нет соответствующих компетенций в части оказания хирургической помощи, оборудования в клиниках на местах. Мы определили несколько точек компетенций – это уже существующие больницы, и их дооснащаем кадрами, обучаем персонал, проводим аудит необходимого дооборудования, выстраиваем правильные протоколы, маршрутизацию пациентов под все случаи. В этом случае не нужно создавать новую инфраструктуру, строить отдельные федеральные центры», – отметила Светлана Чупшева.
Таким образом формируется новая модель взаимодействия между городами и регионами, которая обеспечивает иное качество оказания медицинской помощи. «Это значит, что из регионов Дальнего Востока не нужно будет по сложным случаям ездить с детьми в Москву и Санкт-Петербург», – добавила глава АСИ.
В целом, по ее словам, в развитии территорий сегодня на первый план выходят повышение мобильности и транспортной доступности.
«Мы такие проекты видим и поддерживаем. На форум «Сильные идеи для нового времени» поступило около 1 тыс. проектов, связанных с межгородской и межрегиональной кооперацией. Однако сейчас есть законодательные ограничения для их реализации. В прошлом году правительство анонсировало принятие федерального закона о городских агломерациях. Нужно это понятие нормативно определить и понять, какие возможности и полномочия есть у субъектов к формированию таких совместных проектов», – добавила Чупшева.
По мнению главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, тема создания агломераций и мегаагломераций не ушла из повестки. Алексей Кудрин считает, что стране может быть создано 3-4 агломерации. Если областные центры регионов соединить скоростными путями, то они будут подпитывать друг друга в различных сферах.
«Сейчас Московская агломерация, в которую также входят Московская область и прилежащие территории, создает 26% российского ВВП. При этом эта доля все время растет из-за динамичности агломерации. Это достигается за счет большой синергии и отсутствия потребности в нефтяных скважинах. А Петербургская агломерация пока что приносит 6 % в ВВП России. То есть два региона создают больше 30 %, треть. Причем дальше по стране все очень неравномерно распределяется. И если мы ничего не будем делать, то их скорость будет опережать по развитию другие территории, и они будут на себя дальше стягивать все силы страны», – отметил Кудрин.
По словам министра экономического развития России Максима Решетникова, развитие агломераций – естественный процесс, который сопровождает и экономический рост, и инфраструктурные изменения экономики.
«За последние десять лет число проживающих в наших агломерациях увеличилось на 9% – это в три раза быстрее, чем за последние 20 лет. IT, связь, удаленка и так далее – все это, по большему счету, расширило границы агломераций. Стало возможно жить подальше, работать удаленно, раз в неделю приезжать и так далее. Мы видим изменения для экономики, поэтому границы агломераций можем уточнить», – сказал Решетников.