В Чечне обсудили принципы формирования инклюзивной среды в школах России

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

В Грозном стартовал первый всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», он продлится два дня, в нем примут участие больше 1,2 тыс. экспертов и педагогов из всех регионов страны. На пленарном заседании участники форума обсудили, что такое инклюзивная школа, для кого она предназначена и как сделать образовательные учреждения доступными для детей с ОВЗ.

«Форум призван объединить возможности государства, НКО, фондов, университетов, экспертов, педагогов, родительских сообществ и самих детей с инвалидностью в создании и построении инклюзии. Только в таком составе возможно решить задачу создания инклюзивной школы, общества, образования», - заявила глава АСИ Светлана Чупшева на открытии форума.

По ее словам, в России живет 728 тыс. детей с инвалидностью, и каждый год эта цифра растет. Из них 500 тыс. детей учатся в коррекционных и инклюзивных школах, ресурсных классах, а 100 тыс. находятся на домашнем обучении

«Для меня инклюзия – это возможность самореализации, уважения, успеха для каждого. Инклюзия – это культурный код нашей страны, она органична для нас. Мы в Агентстве изучаем разные практики, жизненные ситуации, проводим опросы, и видим, что и где получается, а что нет. Главная наша задача сегодня – поговорить про проблемы. И здесь мы не справимся без родительского сообщества, без учителей. Надо понять, как помочь педагогам, поддержать их, научить взаимодействовать с детьми, как обеспечить дружелюбный климат в школе», - отметила гендиректор Агентства.

Светлана Чупшева призвала участников форума делиться лучшими практиками, которые уже реализованы в регионах и доказали свою эффективность, включая практики ранней помощи детям и их семьям. Она добавила, что форум станет ежегодным и в 2024 году пройдет в ХМАО.

Замглавы Минпросвещения России Татьяна Васильева рассказала о госполитике в сфере развития инклюзивного образования. За основу взято создание единого образовательного пространства для всех регионов и групп населения. Ключевая задача министерства – обеспечить доступность и качество дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также сопровождать детей и родителей, которые нуждаются в поддержке.

«Реализация права на качество и доступность образования, в том числе инклюзивного, во много зависит от согласованных действий всех заинтересованных лиц и структур. Уверена, что в дни проведения форума все участники примут самое активное участие в обсуждении практических вопросов организации инклюзивного образования и найдут новые векторы развития создания инклюзивной школы», - заявила Васильева.

По ее словам, 66 % детей с ОВЗ сегодня посещают группы компенсирующей направленности, поскольку родители и педагоги следуют сложившейся тенденции: чем раньше ребенку будет оказана поддержка и создана коррекционная среда, тем проще ему будет включиться в общеобразовательную среду на условиях инклюзии. На протяжении нескольких лет благодаря госпрограмме «Доступная среда», развитию инклюзии и ранней коррекции 60 % детей с ОВЗ выбирают обучение в общеобразовательных школах, поэтому важно создавать в них все условия для таких учеников, отметила замминистра.

«Особое внимание министерство уделяет кадровому обеспечению и воспитанию детей, особенно с ОВЗ. В этом году в школах психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляют 80 тыс. специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов. Базовыми навыками работы с особенными детьми должны обладать почти все учителя общеобразовательных предметов. Они получают навыки в рамках курсов повышения квалификации. Ежегодно разрабатываются пособия и рекомендации, позволяющие проводить обучающие мероприятия для педагогов на базе педагогических университетов», - рассказала Васильева.

Родители детей с ОВЗ также могут получить психолого-педагогические консультации по всем жизненным вопросам в 235 российских организациях. Методическая поддержка учебным учреждениям оказывается по программе «Школы Минпросвещения России». Министерство также создает доступную среду в школах и оснащает коррекционные образовательные учреждения учебным оборудованием по нацпроекту «Образование» и другим образовательным госпрограммам. Всего 776 школ, включая четыре организации в Чечне, уже получили новую технику.

Премьер-министр Чечни Муслим Хучиев отметил, что в республике уделяется особое внимание инклюзии – в шести специализированных школах учатся 1,3 тыс. детей, региональный общественный фонд также оказывает поддержку по приобретению оборудования для обучения и лечения особенных ребят. В этом году для детей закуплено уже более 100 специальных кроватей, кресел и ходунков.

По словам Хучиева, все дети должны расти в инклюзивной культуре с самого рождения и вплоть до трудоустройства, при этом принципы инклюзии должны быть комплексными и органично действовать на всех этапах развития ребенка.

«Нужно использовать современные IT-технологии, чтобы как можно больше адаптировать детей к учебным процессам, чтобы они чувствовали себя свободно и могли получить качественное образование. В комплексе с практиками по трудоустройству инклюзивная школа позволит каждому человеку, независимо от состояния здоровья, получить необходимую базу знаний, чтобы быть полноправным членом общества. Думаю, что инициатива АСИ по формированию культуры инклюзии в обществе будет иметь успешное продолжение. Чечня давно и успешно сотрудничает с АСИ по всем направлениям, в том числе по инклюзии. Это актуально для всех регионах страны», - отметил спикер.

Форум организован АСИ при поддержке правительства Чечни и проводится согласно Национальной социальной инициативе Агентства.

Видео