15 регионов разработали стратегии по развитию промышленного туризма при поддержке АСИ

В финале второго акселератора «Открытая промышленность», который провело Агентство стратегических инициатив совместно с РАНХиГС при поддержке Минпромторга России, команды из 15 регионов презентовали разработанные стратегии развития промышленного туризма. Это комплексные планы по поддержке и популяризации промтуризма, реализация которых позволит укрепить технологический суверенитет российской промышленности и привлечь молодых специалистов на производства.

Свои стратегии в финале представили Белгородская область, Забайкальский край, Ивановская, Иркутская области, Красноярский, Хабаровский края, Липецкая, Московская, Оренбургская, Орловская, Сахалинская области, а также Крым, Башкирия, Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Процессы трансформации, которые переживают сегодня многие российские предприятия в разных отраслях, модернизируя производства и запуская новые мощности, могут и обязательно должны увидеть все граждане нашей страны. Мы услышали 15 концепций развития промышленного туризма. Какими бы разными ни были наши регионы, всех их объединяет одно – в каждом из них есть профессионалы, готовые открыто, с гордостью демонстрировать достижения, передавая знания и опыт из поколения в поколение, формируя новый имидж российской промышленности. Сегодня уже 400 предприятий нашей страны реализуют программу открытости, а это значит, что Россия готова стать мощным единым центром компетенций по лучшим практикам развития промышленного туризма для всего мира», – отметила директор дивизион «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова.

В Белгородской области десять промышленных предприятий будут принимать туристов на постоянной основе.  Экскурсии разработали в том числе Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский и Яковлевский ГОК, Пекарня «ГорХлеб» в Старооскольском округе.

«При разработке туристического бренда региона мы сделали акцент на экономику впечатлений и эффект «ОГО!» стал основной целью индустрии промышленного туризма в Белгородской области», — сказал первый заместитель губернатора Белгородской области Евгений Мирошников.

Московская область разделила промышленные туристические маршруты на четыре блока: художественные промыслы (предприятия «Гжель», «Жостово»), маршрут «Приятного аппетита» (экскурсии на пищевые предприятия); металлургия и цветная наука и «Химия на службе человека». Для популяризации промтуризма область планирует проводить конкурс среди лидеров направления, организовать «неделю промтуризма» в регионе и продвигать новые турпродукты в социальных сетях и региональных СМИ.

Масштабный запуск программы промышленного туризма позволит региону не только рассказать о его предприятиях, но и решить важные задачи по привлечению новых кадров на производства и новых инвесторов в регион», — рассказала заместитель председателя правительства — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

В Сахалинской области промышленный туризм должен решить три задачи, отметила первый замминистра туризма региона Наталья Пахолкова. Это удержание жителей на острове и профориентация молодежи, бизнес-обмен и непосредственно развитие туризма.

«Наш проект «Здесь начинается рабочий день» включен в стратегию социально-экономического развития Сахалинской области. И он отвечает на самый главный вопрос – как обеспечить экономику кадрами», – сказала Наталья Пахолкова.

В Оренбургской области участие в программе принимают четыре предприятия региона. В планах - увеличить их число до 20 в 2023 году и до 30 – в 2025 году. Также предполагается увеличить турпоток на промышленные предприятия с 12 тыс. человек в 2022 году до 50 тыс. – в 2025 году. Кроме того, по мнению вице-губернатора Оренбургской области Игната Петухова, для промышленных туристов стоит ввести Демидовскую карту, которая будет работать по аналогии с Пушкинской.

«Мы с регионами в кулуарах пообщались, и очень задевает, что Пушкинская карта есть, а Демидовской нет. Мне кажется, было бы очень здорово, если бы в рамках популяризации открытой промышленности, промышленного туризма была введена Демидовская карта», – сказал Игнат Петухов.

В Башкирии восемь предприятий-участников акселератора республики уже проводят производственные экскурсии, всего 20 предприятий организуют экскурсии самостоятельно.

«Планируем к 2025 году количество предприятий, готовых принимать туристские группы, увеличить вдвое. Здесь нам есть что показать жителям и гостям республики. Первые горные заводы у нас появились еще в первой половине XVIII века. Крупнейший на Урале Воскресенский медеплавильный завод сегодня один из объектов промышленного туризма», – сказал премьер-министр правительства Башкортостана Андрей Назаров.

По его словам, благодаря производственным экскурсиям школьники пытаются выбрать будущую профессию, студенты уже «примеряются» к ней.

«Инвесторы устанавливают с нашими предприятиями партнерские отношения. Для такой категории путешественников, как бизнес-миссии и бизнес-туристы, промышленный туризм – возможность найти новых партнеров, выстроить новые производственные цепочки, а также перенять лучший отраслевой опыт», – считает Андрей Назаров.

Участниками акселератора от Забайкальского края стали восемь промышленных предприятий, в том числе Быстринский ГОК, «Читинские ключи», «Каскад +», Первомайский ремонтный завод. По словам главы региона Александра Осипова, прежде всего промышленные туры в Забайкалье создаются для молодежи, которая может заинтересоваться предприятием как будущим местом работы. Первые студенческие группы по отраслевым направлениям поехали по промышленным маршрутам.

«Промышленный потенциал у нас богат, но не весь реализован. Но самое главное у нас – это добыча полезных ископаемых. Около 15 % из тех богатств страны, которые разведаны, находится на территории Забайкальского края», – сказал Александр Осипов.

Кроме того, во время финальных мероприятий акселератора «Открытая промышленость» более 40 предприятий расскажут о своих самых успешных экскурсиях, обменяются опытом по их созданию и продвижению в регионах.

Видео