АСИ: в обществе есть запрос на витрину проектов по решению кадровых вызовов

Фото: Фонд Росконгресс

По словам замдиректора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Юлии Ханьжиной, сегодня сформировался серьезный запрос со стороны компаний, регионов, частных образовательных учреждений на формирование витрины проектов, которые уже существуют, для оперативного решения возникающих кадровых вызовов. Часть таких проектов представили на форуме «Сильные идеи для нового времени».

«Это проекты по вовлечению школьников в технологическое проектирование, идеи, связанные с созданием фондов карьеры, механизмов инвестиций в карьеру человека. И предложения для конкретных отраслей, например, для беспилотной авиации. Мы видим запрос на формирование витрины таких проектов», – сказала Юлия Ханьжина по итогам двух «кадровых» сессий, прошедших на площадке «Сильных идей для нового времени».

Отобранные идеи форума могут быть вписаны в разработанную АСИ модель кадрового суверенитета «Парус», считает директор дивизиона «Кадровый потенциал» Агентства Роберт Уразов.

«Кадр – это такая прямоугольная вырезка из человека, которая требуется работодателю. Нам же нужны не кадры, а люди, поэтому мы должны говорить прежде всего об их профессиональных интересах и мотивации», – добавил он.

По словам спикера, важно начинать соответствующую работу уже на уровне школы. В этом году на форум поступил ряд проектов по формированию карьерных траекторий учеников. Например, проекты компьютерной игры «Берлога» по вовлечению школьников в программирование и «Детский форсайт», позволяющий ученикам попробовать себя в разных профессиях.

«Наш подход при работе со школьниками простой: «придумал – сделай». У ребят, по сути, возникают профессиональные пробы. С 12 лет они пробуют себя в качестве инженера, художника, урбаниста. Оценивает эти пробы не учитель, а местное население. Это нормальная оценка их профессиональной деятельности с точки зрению ключевых стейкхолдеров. Мы уже через этот механизм пропустили около 10 тыс. школьников, крупный бизнес в этом заинтересован. На выходе мы получаем ребят-патриотов, которые связывают свои карьерные возможности со своей территорией», – сказал автор проекта, гендиректор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев.

В Ульяновске намерены запустить образовательную программу по управлению беспилотниками. Ее представил генеральный директор Агентства технологического развития области Вадим Павлов. Программа включает пилотирование беспилотников самолетного и вертолетного типа, эксплуатацию и обслуживание оборудования, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов. 

По словам заместителя генерального директора по управлению персоналом «Иркутской нефтяной компании» Владислава Поздышева, сегодня Россия «оказалась в ситуации мирового вызова».

«Чтобы его решить, нужно вовлечь каждый ресурс, который есть. В России можно найти много талантливых людей. Рынок должен быть мобильным. Пришло время поставить вопрос о бережливом производстве в труде, чтобы убрать лишние барьеры. Важен и позитивный опыт сотрудников. Помимо заработной платы есть то, что людей оставляет удерживаться: хороший здоровый климат в коллективе. Неизменным остается ожидание смыслов, запрос на вовлекающее лидерство», – сказал Владислав Поздышев.

Еще один сегодняшний вызов – развитие удаленных форматов занятости, считает директор практики «Развитие компетенций» дивизиона «Кадровый потенциал» АСИ Жанна Кадылева. В прошлом году на форуме «Сильные идеи для нового времени» президенту России представили проект «Атлас удаленных профессий», позволяющий узнать, какие удаленные профессии сейчас есть, где им научиться и как найти работу.

Среди проектов форума-2023, направленных на формирование рынка гибкой занятости:

Национальная студенческая ИТ-компания (Нижегородская область).

Цель проекта – подготовить квалифицированные кадры в сфере ИТ, обучать студентов на основе реальных проектов с привлечением педагогов и ведущих специалистов отрасли для обеспечение кадрового суверенитета России в сфере информационных технологий.

СМАРТШКОЛА коллективного предпринимательства (Тюменская область)   
  
СМАРТШКОЛА – это серия онлайн- игр для ускоренной профориентации и подготовки управленцев от 14 до 35 лет. Одновременно в поток может зайти до 500 участников, которые формируют команды до 9 человек и играют в модели всей индустриальной цепочки – от сырья до сбыта. Основные индустриальные практики – это 30-дневный марафон без отрыва от основного обучения с решением реальных задач. Программа предусмотрена в первую очередь для сельских жителей, так как, по мнению автора, 80 % сельской молодежи постоянно думают о переезде в город, для молодежи и начинающих предпринимателей на селе нет заработка. Более того, ни один вуз / колледж / школа не готовят управленцев-руководителей коллективных хозяйств или кооперативов.

«Проект «Фабрика» - использование инфраструктуры техникумов на нужды производства критичной для страны продукции» (Свердловская область)

Суть идеи состоит в организации учебно-производственного процесса с привлечением студентов к изготовлению реальной высокотехнологичной продукции в формате производственной игры «Фабрика».

«Навигатор карьеры» (Сахалинская область)

Во время проведения эксперимента по развитию рынка инвестирования карьеры «Заработаем вместе» в регионе пришли к выводу, что требуется одно окно, куда может обратиться любой человек. Так был создан «Навигатор карьеры»: на одной платформе объединены все ресурсы по вопросам построения карьеры. «Навигатор карьеры» – это сервис, готовый к тиражированию и предназначенный для граждан от 23 до 50 лет.

 «Трудовой зачет/зачет трудовой грамотности» (Томская область)

Зачет, базирующийся на уже отработанных форматах «диктантов», послужит инструментом передачи актуальных знаний и формирования осознанного поведения на рынке труда ответственных профессионалов и налогоплательщиков, выводу определенной части граждан из «тени», включения их в правовые рамки трудовой и предпринимательской деятельности и их карьерной успешности.