Город двойного назначения

АСИ подготовило стратегию развития Севастополя, которую осенью должен одобрить Владимир Путин. Город предлагается развивать за счет оборонзаказа и гражданских отраслей - IT и туристических услуг, ловли рыбы и виноделия.

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект концепции городской стратегии развития Севастополя, разработанной Агентством стратегических инициатив (АСИ). Документ будет обсуждаться осенью на наблюдательном совете АСИ, который возглавляет президент Владимир Путин. Предварительно проект одобрен помощником президента Андреем Белоусовым, рассказывает директор АСИ по направлению «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков и подтверждает сотрудник администрации президента.


Политика 1990-2013 гг. привела к экономической и социальной деградации Севастополя, говорится в презентации концепции. У приватизированных в конце 1990-х - начале 2000 гг. предприятий тяжелое финансово-экономическое положение, значительная часть продукции реализуется в виде сырья или отдельных комплектующих, т. е. с низкой добавленной стоимостью. Сокращение экономики привело к дефициту бюджета и росту безработицы. Квалифицированной рабочей силы не хватает, уровень медицинских услуг ниже среднероссийского, ЖКХ в критическом состоянии. Однако в городе есть достаточно развитая транспортная и энергетическая инфраструктура, торговый и рыбный порты, а главное - военная база Черноморского флота.


Обслуживание потребностей Минобороны и приборостроение должно стать основой экономики города. Для Минобороны должны оказываться услуги судоремонта и испытания авиатехники. В первом случае нужно развивать портовую инфраструктуру и расширять мощности судоремонтных предприятий, интерес к которым проявляют Объединенная судостроительная корпорация и «Рособоронэкспорт». Во втором - создавать ремонтно-испытательный авиацентр с участием ГК «Вертолеты России» и Минобороны. Приборостроение должно развиваться на базе как существующих, так и новых предприятий, сказано в концепции. Планируется создание двух кластеров: производство компонентов микроэлектроники и кластера научного приборостроения.

Кроме этого АСИ предлагает сконцентрироваться еще на четырех направлениях: IT, туризме, рыбопереработке и авторском виноделии (см. инфографику). За счет создания технопарка и «переноса офисов нескольких ведущих IT-компаний» Севастополь станет российским центром разработки IT с ожидаемым оборотом более чем 30 млрд руб. к 2030 г. О каких компаниях идет речь, в концепции не уточняется.


Благодаря развитию приоритетных отраслей и притоку трудовых мигрантов (АСИ предлагает ввести для них ряд льгот, в том числе госсубсидии на покупку жилья) ВРП Севастополя к 2030 г. может вырасти до 390 млрд руб. (см. инфографику). Чтобы достичь таких темпов роста, потребуются существенные инвестиции в основной капитал, признают разработчики программы: с 12 млрд руб. в 2013 г. к 2030 г. они должны будут вырасти до 93 млрд руб.


Наиболее вероятно развитие города за счет обслуживания Минобороны — это гарантированные бюджетные деньги, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. На фоне Южного берега Крыма Севастополь проигрывает и в туризме, и в виноделии, а вылов рыбы в Черном море минимальный. Что касается приборостроения, то оно в целом плохо развивается в России и непонятно, почему в Севастополе будет по-другому, отмечает Зубаревич.


Сегодня структура экономики Севастополя иная, но в стратегии ставка делается на изменение облика города, говорит директор института «5И» Марина Удачина. Поставленные задачи могут сделать город центром притяжения нового человеческого капитала, считает она. Но прогнозы показателей делать рано, отмечает Удачина: они были бы более точными, если бы основывались на каком-то опыте внедрения - например, на пилотных проектах.


За запуск и контроль проектов будет отвечать Агентство стратегического развития Севастополя (АСРС). Среди его учредителей будут АСИ, «Россети», РЖД, «Ростехнологии», РАН, а директором - бывший губернатор Севастополя Алексей Чалый. Кроме него в набсовет АСРС войдут помощник президента Андрей Белоусов, вице-премьер Дмитрий Рогозин, президент РЖД Владимир Якунин и др.


Организационная структура АСРС еще не утверждена, отмечает Песков. АСРС - своеобразный институт развития, но на раздачу денег он не претендует, за ним - контроль за проектами стратегии, объясняет он. Модель Севастополя, вероятно, будет аналогична калужской, где распорядителями бюджетных средств являются региональные власти в связке с Внешэкономбанком, предполагает Песков: «Идет два процесса - общественное обсуждение проекта в Севастополе и проработка отдельных проектов для привлечения финансирования. Стратегия развития Севастополя не требует фундаментальных затрат, мегастроек не будет. Совокупный объем инвестиций составит сотни миллиардов, но на бюджет придется меньшая часть, остальное обеспечат частные инвесторы».