Эксперты обсудили критерии успеха развития малых городов России

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

АСИ провело круглый стол «Критерии успеха малых городов», участники которого рассказали, какие задачи сейчас решают города с населением до 200 тыс. человек, какие инструменты и метрики они используют в своей работе. Эксперты поделились мнением, как правильно оценивать успешность малых городов и что необходимо делать для создания в них благоприятных условий для жизни. Итоги обсуждения станут основой для мероприятий по поддержке развития малых городов, которые будут реализованы по программе АСИ «Новая миссия городов».

«Малые города играют особую роль в системе расселения и пространственного развития страны: в 1024 городах России с численностью до 200 тыс. жителей проживают более 36 млн человек, при этом каждый малый город по-своему уникален – имеет свою историю и перспективы развития. Если с точки зрения экономики потенциал городов различается, то особый уклад жизни, более традиционный, с тесными социальными связями, взаимопомощью и приверженностью к традиционным ценностям, их объединяет. Поэтому они значимы для поддержки и развития нашего общества и демографии», - отметила директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова.

Глава наукограда Кольцово (Новосибирская область) Николай Красников выделил три задачи, стоящие сегодня перед малыми городами: создание стратегии развития населенного пункта, работа над всеми сферами жизни человека – занятость, социальная жизнь, культура, образование, спорт, досуг – и поддержка добрососедских отношений между людьми в самом городе.

Руководитель проекта «Стратегия долгосрочного развития Выксы» Объединенной металлургической компании (ОМК) Константин Паливода обратил внимание на несколько проблем, типичных для всех малых городов. Это нехватка нового жилья, мест для досуга, рабочих мест и городских сервисов. Для их решения нужно привлекать инициативных людей, которые готовы заниматься развитием города. По его словам, уроженцы малых городов, которые уехали в мегаполисы, также могли бы оказывать помощь своей малой родине. Для этого следует создать инструмент, который позволит эффективнее развивать города, а не конкурировать между собой.

Основатель и директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что оценивать успех городов надо не только по отношению к их прошлому, но и через конкуренцию с другими центрами. «Однако описания этой конкуренции сейчас нет. Города не строят таких моделей. Причем эта конкуренция многовекторная: с одними территориями за инвестиции, с другими - за персонал, с третьими - за туристов и так далее. Конкурентные группы образуют кластеры, которые можно выделять и обсуждать понятие успеха внутри них», - рассказал Фирсов.

Директор Агентства развития Норильска Максим Миронов подчеркнул, что городским властям важно не зацикливаться на метриках и индексах, а спрашивать самих горожан, как им живется в населенном пункте. Для этого следует проводить исследования. Например, в Норильске в 2018 году составили социальный портрет горожанина и его запросов, который позволил администрации понять, что хотят видеть местные жители на своих улицах, дворах, в парках и в городском пространстве. «Стимулировать жителей нужно не большими зарплатами, а хорошей средой, отличным досугом, комфортными условиями проживания для семей», - сказал Миронов.

Представители нескольких населенных пунктов отметили привлечение туристов как основной показатель успешности города. Например, в Тобольск (Тюменская область) путешественники едут, чтобы увидеть единственный каменный кремль за Уралом, а также чтобы узнать о роли первой столицы Сибири в истории российского государства. Об этом рассказала первый замглавы города Яна Зубова. Город сейчас позиционирует себя как туристический центр Западной Сибири.

Похожей стратегии придерживаются и в Арзамасе (Нижегородская область) – город стремится, в первую очередь, привлечь туристов из Москвы, которые могут примерно за четыре часа добраться до него по новой трассе М12. «Чтобы человек оставался у нас, мы должны обеспечить его сервисами, точками общепита, и важно, чтобы эти сервисы совпадали с возможностями и привычками москвичей – самой туристически активной частью населения», - подчеркнул замглавы администрации Арзамаса Александр Матвеев. По его словам, несмотря на то, что в городе проживают только 100 тыс. человек, он активно развивается и привлекает все больше туристов из столицы.

Многие города заручаются поддержкой бизнеса для благоустройства и развития городской среды. Например, в Череповце Вологодской области компании «Северсталь» и «Фосагро» помогают восстанавливать историческую часть города, благоустраивать набережные, обновлять промышленные зоны, расположенные возле местных водоемов. «Город преображается, а численность туристов в 2023 году выросла на 20 % по сравнению с прошлым годом», - отметила руководитель отдела инвестиционного развития Агентства городского развития Череповца Наталия Глазунова. В Тобольске аналогичную поддержку оказывает «Сибур», помогая развивать комфортную городскую среду.

В 2024 году АСИ вместе с федеральными и региональными экспертами планирует изучить истории успеха активно развивающихся малых и средних городов, а также разработать методику по их комплексному развитию.