В топ-100 проектов форума «Сильные идеи для нового времени», организованного АСИ и Фондом Росконгресс при поддержке ВЭБ.РФ, вошли проекты, предусматривающие создание паспортов исторической и современной инфраструктуры города, а также комплексное сопровождение инвесторов, которые намерены восстанавливать и давать новую жизнь городским культурным объектам.
Нижегородский проект «Центр исторических инвестиций» - сопровождение инвесторов в объекты исторической среды» позволит сохранить уникальные здания и древние памятники архитектуры, создать в городах новые рабочие места и точки притяжения, повысить качество жизни местных жителей, развивать местный бизнес и локальный туризм.
Центр сопровождает инвестора на всех этапах - от поиска исторического объекта и его предоставления предпринимателю до завершения реставрации и ввода в эксплуатацию, включая подключение к сетям. Центр ведет онлайн-каталог исторических объектов с их характеристиками, условиями предоставления и мерами поддержки. На основании «дорожных карт» для инвестора подбирается оптимальный вариант и затем ему оказывают пошаговое сопровождение. Все этапы и сроки выполнения работ указаны в кабинете предпринимателя на сайте центра.
«Работа с историческими объектами требует особого креативного подхода, но при сохранении исторической идентичности, а также минимизации рисков бизнеса, которые здесь значительны. Системные изменения возможны только при «режиме максимального благоприятствования» для предпринимателей, создающих общественные и туристические места, основанные на экономике наследия», - заявил лидер проекта Илья Лагутин.
По его словам, хотя в нескольких регионах созданы «единые окна», например, «Мой бизнес» в Калининграде, проектный офис в Вологде, клуб владельцев исторической недвижимости в Нижегородской области, ни в одном из них не обеспечивается единство сопровождения конкретного предпринимателя и синхронизация государственных и частных планов развития территорий.
Работая с центром, инвесторы берут на себя только запуск бизнес-функций объекта: ремонт, закупку оборудования, привлечение персонала и финансирование сопровождения. Предприниматели также избегают финансовых и транзакционных издержек, поскольку специалисты центра ведут несколько проектов, что минимизирует расходы, а вся информация - инструкции, шаблоны, бланки – находится в одном месте.
Разработанный механизм, включая оргструктуру, IT-решения, методики, пошаговые инструкции и экспертные предложения по мерам поддержки, можно распространить в любом регионе с минимальными расходами на запуск. Это исключает точечность и разрозненность подходов в разных субъектах и позволяет выстроить единую инвестиционную работу с историческими объектами. Для финансирования работы центра потребуется чуть больше 19 млн руб.
В центре консолидированы программы благоустройства и инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций, что позволяет предпринимателям оперативно подключаться к работе. Также центр составил пул проектных компаний, специализирующихся на приспособлении исторических зданий. Кроме того, команда проекта работает с муниципалитетами, архивами, креативными сообществами по смысловому, символическому и архитектурному наполнению, а также созданию «банка исторических идей».
Инженеры центра сопровождают проектно-изыскательские и реставрационные работы, подключение к сетям, помогают выполнить межевание, согласовать благоустройство. Также проект помогает синхронизировать программы благоустройства, ЖКХ, расселения, туризма, инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций и бизнесменов. Вместе с тем, эксперты центра разрабатывают механизмы льготного кредитования, залогового и гарантийного обеспечения, субсидирования и льготного налогообложения.
Ярославский проект «Паспорт исторической и современной инфраструктуры города» предназначен для создания схемы взаимодействия исторического малого города и современной городской инфраструктуры. Схема должна быть универсальной и предполагает создание паспорта исторической и современной инфраструктуры малого города. Это позволит улучшить ситуацию с инвестициями в культурные и инфраструктурные проекты в городах.
«Проектировать такой паспорт лучше всего на конкретных примерах. Мы предлагаем это сделать на примере трех малых городов: Ростов Великий, Переславль-Залесский и Коктебель. В Ростове есть энергетический центр - Кремль, в Переславле-Залесском – Плещеево озеро и заповедник, который на две трети расположен вокруг озера, что не позволило городу разрастаться и в нем лучше сохранился культурный код, а в Коктебеле, уникальном для Серебряного века месте – дом Волошина, расположенный в центре и «атакуемый» современными технологиями», - рассказал лидер проекта, театральный режиссер Эдуард Бояков.
По его словам, исторические центры городов сегодня застраиваются современной инфраструктурой, из-за чего возникает конфликт между историческим наследием и жизнью города.
«Исторический малый город сегодня не воспринимается как эстетическое пространство. Это прежде всего инфраструктурный объект, экономическая среда. Если решение инфраструктурных инженерно–технических задач предполагает разносторонний подход – соответствие различным нормам и правилам, расчет нагрузок, в культурных проектах часто отталкиваются не от комплексного понимания культуры малого города, а от повода, будь то юбилей, памятная дата известного жителя, частная бизнес–инициатива», - сообщил Бояков.
По его мнению, такие инициативы зачастую далеки от понимания уникальности города, его исторической судьбы, от особенностей его культурной инфраструктуры, географических аспектов. Для осмысленной инвестиционной политики в культурные и инфраструктурные проекты необходимо такое понимание, и именно эту задачу призвано решить создание паспорта исторической и современной инфраструктуры малого города.
«Любые сложности решаются с позиции современной инфраструктуры, а исторический город подстраивается. Возникают швы, границы. Например, выделяемое по федеральным программам финансирование имеет очерченные периметры, а все, что за пределами – регулируется муниципальными бюджетами. В результате ситуация зачастую становится хуже, чем в моногороде, построенном в 70-е годы XX века. Наш проект позволит достичь позитивного изменения культурной среды, а также оптимизировать инвестиционные программы в соответствии с паспортом исторической и современной инфраструктуры города», - подчеркнул лидер проекта.