На ПМЭФ обсудили инвестиционную привлекательность креативных индустрий России

Фото: Степан Яцко

На Петербургском международном экономическом форуме прошла сессия «Будущее инвестиций в креативные индустрии. Куда вложить, чтобы заработать?». Ее участники поговорили, какие креативные проекты интересны инвесторам, какие подходы существуют для привлечения средств в различных отраслях креативной экономики, как развивать креатив в регионах.

Директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде рассказала, что Агентство делает для поддержки креативные индустрий страны.

«Мы вовлекаем отдельные индустрии на рынки, в экономический оборот и помогаем им создавать новые точки роста в этой сфере. Сейчас 30% молодежи хочется реализовываться в креативных индустриях, еще 30% - в IT и порядка 27% - в области предпринимательства. Если этих людей объединить, они будут делать классные креативные продукты, основанные на сильных наших технологиях, и могут предложить себя на рынке», - сказала Екатерина Черкес-заде.

По ее словам, экономика страны должна быть талантоцентричной, города и регионы должны предлагать креативной молодежи условия для развития. Сегодня в 50 субъектах страны внедряется региональный стандарт развития креативных индустрий АСИ, каждый из субъектов и городов выбирает для себя определенное креативное направление. Например, в Екатеринбурге это индустрия моды, в Нижнем Новгороде – медиаискусство.

«Часть индустрии точно будут влиять на развитие смежных отраслей, туризма, создание классных брендов на той или иной территории, на добавленную стоимость продукта. IT, диджитал, игровая разработка, мода, дизайн и промышленный дизайн, архитектура, урбанистика - это все часть креативных индустрий. Мы сейчас реализуем дорожные карты по развитию всех этих отраслей до 2030 года и наша цель – увеличение доли креативных индустрий в ВВП с 3,5% до 6%.», - отметила Екатерина Черкес-заде.

Она подчеркнула, что разные креативные индустрии могут обогащать друг друга и создавать уникальные продукты. Также важен совместный товарооборот и экспорт.

«Важно сформулировать мировой спрос на российскую культуру. Нам нужно формировать новую волну продуктов и проектов в области современной модной культуры, которая будет интересна мировой молодой и подростковой аудитории. Это самая большая аудитория по численности населения. Через наши фильмы, моду, музыку это поколение в будущем проинвестирует в Россию через туризм, образование, новые бизнесы. Это большая инвестиция в будущее. Коллеги, которые инвестируют в IT, сейчас активно смотрят на рынок игровой разработки, анимации», - сказала Черкес-заде.

Замглавы «Газпром-Медиа Холдинга» Людмила Смирнова сообщила, что в этом году на поддержку креативных индустрий в России выделили порядка 16 млрд руб.

«Креативные индустрии и продукты очень капиталоемкие. Цель создания любого креативного продукта - это донесение смыслов, определенная идея и позитивные изменения в обществе. Поэтому господдержка, налоговые льготы, специальные инвестпрограммы выходят на первый план. Вопросы финансирования из госфондов сейчас наиболее актуальны. Потребность в инвестициях не покрыта, сейчас сильно меняется модель монетизации из-за того, что внимание аудитории распыляется.

По ее словам, окупаемость инвестпроектов сегодня строится на новых моделях продвижения креативных индустрий, например, когда пользователь платит только за определенный контент, или же когда бренды ищут новых способы продвижения себя, в том числе через госкомпании. Смирнова добавила, что это «порождает новые потоки и точки возникновения добавленной стоимости для брендов и бизнеса, в том числе и для окупаемости инвестиций в креативной индустрии».

Директор департамента развития территорий и креативных индустрий Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Андрей Коновалов отметил, что креативная экономика может помочь в создании новых рабочих место в ДВФО.

«У нас есть задача увеличивать вклад в креативную экономику. Если мы будем делать это путем поддержки малых предпринимателей и малого бизнеса, то серьезных результатов в моменте не получим, поэтому я бы разделил это на два трека – короткий-среднесрочный и более долгосрочный. Важно, чтобы молодые люди оставались на территории Дальнего востока и Арктики. Подписана программа по развитию реновации 25 городов Дальнего востока по поручению президента. По итогам ее реализации к 2030 году будет новая экономика и креативные индустрии будут очень важной ее частью», - сказал Коновалов.

По его словам, креативные кластеры уже созданы во Владивостоке, Благовещенске, Улан-Удэ и Якутске, скоро они появятся в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Биробиджан также заинтересован в формировании кластера. Он добавил, что Корпорация и АСИ работают вместе над созданием необходимой инфраструктуры и сети креативных пространств в регионах.

Режиссер и худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов рассказал, какие средства привлекаются на развитие театральной деятельности.

«Мы отдаем спонсору свой престиж, свою репутацию, которую мы тщательно строим. Творческая организация может построить высокохудожественный продукт и через это создать репутацию. И как бы репутацией своей обменивается со спонсором. О возвратности средств мы говорим только по отношению к государству. За счет эффективного привлечения средств бизнеса и за счет собственных заработков, которые мы имеем, мы облегчаем нагрузку на государственный бюджет. Театр как творческая организация может быть эффективен, но театру очень трудно репертуарно быть самоокупаемым. Он не может без государственной поддержки. Мы не можем сами содержать здание, сами осуществить полноценный его ремонт, но мы можем быть эффективными по отношению к государству», - сообщил Богомолов.