АСИ запустило третью волну внедрения регионального социального стандарта

Фото: Shutterstock

75 регионов уже на разных этапах запуска стандарта, а 4 из них –окончательно внедрили его в свою работу. Стандарт состоит из 13 ключевых положений. Он позволяет сделать государственные услуги и сервисы более человекоцентричными. АСИ провел встречу с заместителями высшего должного лица задействованных регионов.

«Благодарим коллег за то, что разделяете наши ценности и участвуете в программе Национальной социальной инициативы. Большинство регионов имеют широкую базу в части соцобеспечения и готовы делиться опытом. Мы же, со стороны АСИ, поможем оперативно включить практики в работу, чтобы быстрее довнедрить стандарт», – прокомментировала Анна Сухова, замдиректора АСИ.

Стандарт реализуется в рамках Национальной социальной инициативы по поручению Президента.

«Национальная социальная инициатива эволюционировала. В ее структуре появились новые интересные программы, которые направлены на одну ключевую задачу – повышение качества жизни человека», - Александр Пироженко, директор дивизиона «Качество жизни».

Над формированием Стандарта работали федеральные эксперты, основываясь на самых проблемных и чувствительных вопросах. Один из предложенных ими пунктов - протокол сообщения диагноза ребенка родителям.

«Наши совместные исследования с Высшей школой экономики показали, что те семьи, которые получают психологическую поддержку, чувствуют себя более счастливыми. Мы видим важность маршрутизации семей, поэтому в рамках совместной работы с аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ разработали специальный протокол сообщения диагноза и всегда рады помочь регионам его реализовывать», - Анна Битова, председатель рабочей группы «Качество жизни» Экспертного совета АСИ, председатель правления РБОО Центр лечебной педагогики «Особое детство».

Для внедрения стандарта в каждом субъекте-участнике сформированы региональные экспертные группы Национальной социальной инициативы. Чтобы эффективнее реализовать все нужные мероприятия, по каждому министерству, например, в Саратовской области, определили ответственного, поделилась опытом Елена Константинова, руководитель Региональной экспертной группы Национальной социальной инициативы Саратовской области.

В реализации стандарта активно принимает участие Институт региональных сервисных уполномоченных. Более 20 решений, разработанных командами РСУ, уже внедряются в регионах. Почти 2400 человек были обучены технологиям работы с жизненными ситуациями. Как подчеркнула Светлана Аникеева, региональный сервисный уполномоченный Калужской области, институт берет на себя роли инициатора и координатора в работе над рейтингом качества жизни.

Забайкальский край стал первым регионом из третьей волны, сформировавшим и принявшим план внедрения стандарта: «Команда АСИ оказала нам всю необходимую поддержку. Это позволило нам быстрее сориентироваться и оперативно внедрить стандарт», - отметила Виктория Бессонова, и.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края.

Решения регионов доступны для тиражирования. Например, для формирования инфраструктуры поддержки граждан в Ленинградской области при поддержке некоммерческого сектора разработали модель мультицентра трудовой и социальной интеграции. В центре получают помощь люди с инвалидностью, а также участники СВО, рассказала Анастасия Толмачева, председатель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области.

В основе стандарта – человекоцентричность. По словам Анастасии Камашевой, заместителя директора Кадрового центра Департамента здравоохранения населения города Москвы, человекоцентричность определяет все методики, которые фокусирует внимание на пациентах, учениках и т.д. Но при этом нельзя забывать о сотрудниках: «выгоревшие» специалисты не смогут оказывать качественную помощь.

Один из критериев стандарта – оценка качества услуг в социальной сфере. Для этих целей регионы обращаются к современным технологиям: «Для оценки качества обслуживания используются QR-коды и звонки от роботов», - рассказал Владимир Ющук, заместитель председателя Правительства Сахалинской области.

Успешным опытом также поделились коллеги из Хабаровского края: здесь полностью внедрен региональный социальный стандарт. Им удалось наладить эффективное межведомственное взаимодействие между органами исполнительной власти и региональной экспертной группой НСИ, говорилось в докладе Евгения Никонова, заместителя председателя Правительства Хабаровского края по социальным вопросам.

Агентство сохраняет тесную коммуникацию с регионами для успешного внедрения эффективных социальных практик.